Практика студентов по специальности "Коррекционная педагогика в начальном образовании""

Наименование профессионального модуля

Характеристика видов работ

Учебно-методическое обеспечение

ПМ.01. Преподавание по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт:

  1. развития профессионально-значимых компетенций, необходимых для преподавания в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
  2. осуществления профессиональной деятельности по преподаванию в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  3. проектирования образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерных основных и примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной;
  4. использования в практике преподавания в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования основных психологических подходов: культурно-исторического, деятельностного и развивающего;
  5. планирования и проведении учебных занятий в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
  6. преподавания с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  7. формирования мотивации к обучению обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
  8. организации учебного процесса в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника;
  9. формирования универсальных учебных действий в процессе преподавания в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, в том числе при реализации программы их развития;
  10. формирования системы регуляции поведения и деятельности обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья в процессе преподавания;
  11. формирования навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;
  12. реагирования на непосредственные по форме обращения обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья к учителю в процессе преподавания и распознавании за ними серьезных личных проблем;
  13. оказания адресной помощи обучающимся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья в процессе преподавания;
  14. владения профессиональной установкой на оказание помощи любому обучающемуся в процессе преподавания вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
  15. проведения в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья к учебно-воспитательному процессу в основной школе;
  16.  понимания документации специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.), использовании полученной информации в процессе преподавания в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
  17.  использования и апробации специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности, для которых русский язык не является родным, с ограниченными возможностями здоровья;
  18.  освоения и применении психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные, социально уязвимые, попавшие в трудные жизненные ситуации, мигранты, сироты, с ограниченными возможностями здоровья, с девиациями поведения, с зависимостью;
  19.  освоения и адекватном применения специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу, в процессе преподавания в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
  20. корректировки учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек;
  21. оценивания образовательных результатов: формируемых в преподаваемом предмете предметных и метапредметных компетенций;
  22. организации, осуществления контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения образовательной программы обучающимися с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
  23. осуществления объективной оценки достижения образовательных результатов обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья на основе тестирования и других методов контроля с учетом их возможностей, неравномерности индивидуального психического развития, своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек;
  24. систематического анализа эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
  25. разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуально-ориентированных образовательных программ в процессе преподавания с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
  26. разработки (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка;
  27. составления (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогической характеристики обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;
  28. взаимодействия с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
  29. осуществления (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогического сопровождения образовательных программ начального общего образования;
  30. осуществления преподавания в условиях инклюзивного образования;
  31. разработки мероприятий по модернизации оснащения учебного кабинета, формировании его безопасной и комфортной предметно-развивающей среды;
  32. разработки и реализации рабочих программ учебных предметов, курсов на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерных основных и примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего образования;
  33. разработки и обновления учебно-методических комплексов по образовательным программам начального общего образования, в том числе оценочных средств для проверки результатов освоения учебных предметов, курсов;
  34. участия в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
  35. разработки и оформлении в бумажном и электронном виде планирующей и отчетной документации в области преподавания в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Рабочая программа учебной и производственной практики по ПМ.01. Преподавание по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

Методические рекомендации для студентов по учебной практике ПМ.01. «Преподавание по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования» «Психолого-педагогическая практика» (2 семестр)

Методические рекомендации для студентов по учебной практике «Первые дни ребенка в школе» ПМ.01. «преподавание по программам начального общего образования» (1 семестр)

Методические рекомендации для студентов по учебной практике ПМ.01. «Преподавание по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования» «Практика показательных уроков» (1 семестр)

Методические рекомендации для студентов по производственной практике «Практика пробных уроков» ПМ.01. «Преподавание по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования» (2 семестр)

ПМ.02. Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт:

  1. развития профессионально-значимых компетенций, необходимых для планирования и организация внеурочной деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
  2. осуществления профессиональной деятельности по планированию и организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  3. использования в практике организации внеурочной деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования основных психологических подходов: культурно-исторического, деятельностного и развивающего;
  4. планирования и проведении внеурочных занятий по направлениям развития личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования для достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов;
  5. планирования и проведения внеурочных занятий с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  6. использования деятельностного подхода и образовательных технологий при планировании и проведении внеурочной деятельности по направлениям развития личности  в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
  7. реализации современных, в том числе интерактивных, форм и методов организации внеурочной деятельности по направлениям развития личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования; 
  8. освоения и применения в процессе внеурочной деятельности психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные, социально уязвимые, попавшие в трудные жизненные ситуации, мигранты, сироты, с ограниченными возможностями здоровья, с девиациями поведения, с зависимостью;
  9. формирования системы регуляции поведения и деятельности обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья в процессе внеурочной деятельности;
  10. оказания адресной помощи обучающимся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья в процессе внеурочной деятельности;
  11. реагирования на непосредственные по форме обращения обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья к учителю в процессе внеурочной деятельности и распознавании за ними серьезных личных проблем;
  12. владения профессиональной установкой на оказание помощи любому обучающемуся в процессе внеурочной деятельности вне зависимости от его реальных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
  13. организации внеурочной деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника;
  14. разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуально-ориентированных образовательных программ в процессе организации внеурочной деятельности обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья с учетом их личностных и возрастных особенностей;
  15. осуществления контроля и оценки образовательных результатов внеурочной деятельности обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
  16. анализа эффективности организации внеурочной деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
  17. понимания документации специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.), использовании полученной информации в процессе организации внеурочной деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
  18. планирования и организации внеурочной деятельности обучающихся в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
  19. разработки и реализации программ внеурочной деятельности по направлениям развития личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
  20. разработки и оформления в бумажном и электронном виде планирующей и отчетной документации в области внеурочной деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Рабочая программа учебной и производственной практики по ПМ.02. Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

ПМ.03. Классное руководство

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт:

  1. развития профессионально-значимых компетенций, необходимых для организации воспитательной деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования и взаимодействия членов педагогического коллектива, руководителей образовательной организации и родителей (законных представителей) при решении задач обучения и воспитания обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
  2. использования в практике организации воспитательной деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования основных психологических подходов: культурно-исторического, деятельностного и развивающего;
  3. осуществления педагогического наблюдения за развитием обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья в процессе воспитательной деятельности, интерпретации полученных результатов;
  4. выявления в ходе наблюдения в процессе воспитательной деятельности поведенческих и личностных проблем обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья, связанных с особенностями их развития;
  5. постановки воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья, независимо от их способностей и характера;
  6. планирования деятельности класса, в том числе досуговых и социально значимых мероприятий, включение обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья в разнообразные социокультурные практики;
  7. планирования и организации воспитательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  8. управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
  9. реализации воспитательных возможностей различных видов деятельности обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
  10. формирования у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе;
  11. проектирования ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу обучающегося с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья (культуру переживаний и ценностные ориентации обучающегося);
  12. применения правил организации экскурсий, походов и экспедиций в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
  13. развития у обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формировании гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формировании у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
  14. определения и принятия четких правил поведения обучающимися с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации;
  15. формирования образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формировании толерантности и позитивных образцов поликультурного общения;
  16. регулирования поведения обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья для обеспечения безопасной образовательной среды;
  17. оказания адресной помощи обучающимся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья в процессе воспитательной деятельности;
  18. реагирования на непосредственные по форме обращения обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья к учителю в процессе воспитательной деятельности и распознавании за ними серьезных личных проблем;
  19. владения профессиональной установкой на оказание помощи любому обучающемуся в воспитательной деятельности вне зависимости от его реальных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
  20. оказания организационно-педагогической поддержки формированию и деятельности органов самоуправления класса;
  21. создания в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастных детско-взрослых общностей обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей) и членов педагогического коллектива;
  22. создания, поддержании уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;
  23. реализации современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
  24. применения методов организации экскурсий, походов и экспедиций в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
  25. освоения и применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные, социально уязвимые, попавшие в трудные жизненные ситуации, мигранты, сироты, с ограниченными возможностями здоровья, с девиациями поведения, с зависимостью;
  26. владения стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья, которые необходимо учитывать в процессе организации воспитательной деятельности;
  27. применения в процессе воспитательной деятельности инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития обучающегося с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
  28. составления (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогической характеристики (портрета) личности обучающегося с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
  29. планирования и организации взаимодействия членов педагогического коллектива, руководителей образовательной организации, родителей (законных представителей) при решении задач обучения и воспитания обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
  30. использования конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) в решении вопросов обучения и воспитания обучающегося с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
  31. взаимодействия с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
  32. осуществления (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогического сопровождения основных образовательных программ начального общего образования;
  33. понимания документации специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.), использовании полученной информации для организации воспитательной деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
  34. разработки (совместно с другими специалистами) и реализации совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития обучающегося с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
  35. оценки параметров и проектировании психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработке программ профилактики различных форм насилия в школе;
  36. проектирования и реализации воспитательных программ для обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
  37. организации воспитательной деятельности и взаимодействии членов педагогического коллектива, руководителей образовательной организации и родителей (законных представителей) при решении задач обучения и воспитания обучающихся в условиях инклюзивного образования;
  38. разработки и оформлении в бумажном и электронном виде планирующей и отчетной документации в области воспитательной деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

 

Рабочая программа учебной и производственной практики по ПМ.03. Классное руководство

ПМ.04. Основы вожатской деятельности.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт:

  1. навыков педагогической организации собственного педагогического труда;
  2. владения необходимым профессиональным инструментарием, позволяющим грамотно подходить к решению проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности детского коллектива;
  3. владения навыками решения задач внеурочной деятельности, выстраивания конструктивного общения, организации воспитательных мероприятий;
  4. владения технологиями проведения воспитательных мероприятий и занятий.

 

Рабочая программа учебной и производственной практики по ПМ.04. Основы вожатской деятельности.