Применение технологии портфельного управления проектами

Название инновационного образовательного проекта: Применение механизм портфельного управления проектами для организации постоянно действующего коворкинг-центра социально-культурной практики обучающихся средней профессиональной образовательной организации.

Презентация инновационного образовательного проекта доступна  по ссылки (ppt 1,59 Mb).

Даты реализации инновационного образовательного проекта: 2018-2022 гг.

Цель инновационного образовательного проекта: научно обосновать принципы применения механизма портфельного управления проектами, на их основе разработать содержание и план деятельности коворкинг-центра обучающихся и апробировать его результативность для развития социально-культурной практики студентов на примере ГБПОУ СО "НТПК № 1".

Задачи инновационного образовательного проекта:

  1. Провести системно-теоретический анализ педагогических, социальных, нормативных и методических научных источников и обобщить современный опыт применения механизма портфельного управления проектами для развития социально-культурной практики обучающихся средней профессиональной образовательной организации.
  2. Разработать комплект нормативных документов организации коворкинг-центра для обучающихся на базе средней профессиональной образовательной организации и применение механизма портфельного управления проектами в его деятельности.
  3. Создать и оборудовать коворкинг-центр в ГБПОУ СО "НТПК № 1" как результативную площадку для развития социально-культурной практики обучающихся.
  4. Осуществить разработку плана работы и мероприятий коворкинг-центра для развития социально-культурной практики обучающихся средней профессиональной образовательной организации.
  5. Сформировать пул проектов с вовлечением в социально-культурную практику обучающихся средней профессиональной образовательной организации.
  6. Осуществить разработку структуры портфеля проектов с вовлечением в социально-культурную практику обучающихся средней профессиональной образовательной организации.
  7. Разработать критерии отбора, сортировки и обобщения проектов с вовлечением в социально-культурную практику обучающихся средней профессиональной образовательной организации и на их основе составить портфель.
  8. В соответствии с потребностями благополучателей определить перечень основных площадок как сети социального партнерства организаций для реализации отдельных или группы проектов вовлечения в социально-культурную практику обучающихся средней профессиональной образовательной организации.
  9. На основе анализа потребностей благополучателей и критериев результативности реализации проектов социально-культурной практики разработать программу управления их портфелем и "дорожную карту" их реализации.
  10. Создать условия для развития опыта деятельности, профессиональных компетенций и знаний участников проектной команды и участников коворкинг-центра.
  11. Апробировать и обобщить результаты реализации "дорожной карты" деятельности коворкинг-центра и портфельного управления им для развития социально-культурной практики обучающихся средней профессиональной образовательной организации.
  12. Представить профессиональной и научной общественности результаты применения механизма портфельного управления проектами для организации постоянно действующего коворкинг-центра социально-культурной практики обучающихся средней профессиональной образовательной организации и разработать методические рекомендации по реализации данного инновационного проекта для средних профессиональных образовательных организаций.

Аннотация проекта:

     Реализация цели "развитие потенциала молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны" и задачи "повышение доступности программ социализации учащихся и студентов для успешного вовлечения их в социальную практику" государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. определяют причины комплексного применение совокупности процессных, проектных и портфельных управленческих технологий. К настоящему моменту создана развитая международная система стандартов управления проектами, разработаны основополагающие стандарты управления программами и портфелями проектов. Ведущие библиотечные системы предлагают перечни многочисленных теоретических и практических исследований в области управления отдельными проектами представлены таких авторов, как Cleland David I., Crawford Kent J., Kerzner Harold, П.Л. Виленский, В.Н. Лившиц и С.А. Смоляк, В.Д. Шапиро, A.B.Цветков и др. Результаты данных исследований апробированы не только в системе управления производств, организаций сферы бизнеса, но и образовательных организаций. В гораздо меньшей степени осуществляются исследования, относящиеся к тематике управления портфелями проектов (Levine Harvey А., В.М. Аньшин, К. Бенко и Ф. Мак-Фарлан, A.A. Матвеев, Д.А. Новиков и A.B. Цветков и др.). Анализ актуальной периодической литературы и тем диссертационных исследований за последние 5 лет показал, что портфельное управление еще не получило должного развития, как в научных исследованиях, так и в практике деятельности образовательных организаций в связи с не устоявшимися в науке и практике оценками существующий подходов реализации данных управленческих механизмов и недостаточной разработанностью практических методов управления портфелями проектов в образовательных организациях вообще и учреждения системы СПО в частности. Многие авторы указывают, что имеющиеся подходы и методы включают в основном концептуальные положения и постановки отдельных задач без адаптации на организационно-педагогические условия организаций определенной ступени обучения и профиля подготовки. Предлагаемые расчетные методы в проанализированные методические рекомендация применения такого портфельного управления либо носят слишком упрощенный характер, не учитывающий конкретные изменяющиеся условия реализации отдельных проектов и портфеля в целом в системе сетевого партнерства организаций разного типа и вида и портфеля, либо предполагают сложные расчетные процедуры и недостаточно структурированную исходную информацию. А Большинство методов ориентируется на решение отдельных задач управления портфелем проектов, в большей степени на его формирование и оптимизацию, и не ориентированы на реализацию такой механизмов стратегического управления в сетевом социальном взаимодействии организаций. В управлении ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж № 1» к настоящему времени сформирован достаточный опыт реализации уже не отдельных проектов, большинство из которых носит интегрированный характер и реализуются в сетевом социальном партнерстве, позволяющий применить технологию управления портфелем проектов, имеющего динамический характер, требующего циклического управления, подразумевающего постоянный мониторинг результатов реализации портфеля проектов и, соответственно, регулярное изменения портфеля, что и определяет актуальность выбранной темы.

      В средне статистической профессионально образовательной организации обучается не менее 700 человек, каждый из которых потенциально может быть с учетом определенных условий (времени, места, внешних условий и др.) субъектом воздействия на систему общественных отношений, изменений общества и саморазвития через свою предпрофессиональную деятельность или персональную жизнедеятельность. При этом вид предпрофессиональной деятельности имеет значение только для определения общественных институтов взаимодействия и характер деятельности. Но для таких специальностей как 44.02.02 "Преподавание в начальных классах", 44.02.01 "Дошкольное образование" и 51.02.02 "Социально-культурная деятельность" таких видов деятельности и общественных институтов гораздо больше для всех возрастных категорий целевой аудитории предпрофессиональной деятельности студентов (будущие менеджеры социально-культурной деятельности осуществляют профессиональное взаимодействие с любой возрастной категорией с применением самых современных и в том числе инновационных механизмов вовлечения кэшинг, блогинг. контент-менеджмент, smm-технологии, перфомансы и пр.) Однако проектная деятельность в большей степени развивается как учебно-исследовательская, учебно-проектная, либо краткосрочной социальной реализации, а для систематичности и развития такой деятельности как социально-культурной практики необходимы специальные условия и профессиональное сопровождение. Обобщение существующей практики показывает, что основной проблемой создание таких условий является разноплановость проектов обучающихся профессиональных образовательных организаций, различия в целевых аудиториях, малый коллектив проектных команд, отсутствие опыта, юридического и экономического сопровождения, а также практически отсутствие управления данной проектной деятельность. как со стороны авторов, так и со стороны образовательной организации, которая не всегда достаточно результативно использует образовательный потенциал социально-культурного проектирования студентов как одного из видов их профессиональной подготовки. Для устранения всех вышеперечисленных противоречий на базе образовательной организации создается коворкинг-центр с конструированием рабочего пространства, формированием сообществ резидентов и внутренней культурой. При чем работать в данном центре смогут не только обучающиеся образовательной организации, но и резиденты иных образовательных организаций, других учреждений и компаний, представители общественности и социальные партнеры в случае работы над одним проектом. Проблема же управления таким большим количеством проектных команд и организационных комитетов проектов без расширения штатов и значительного увеличения функциональной нагрузки специалистов средней профессиональной образовательной организации будет решена применением механизма портфельного управления проектами - объединения ряда проектов по проеткным линям в единый портфель, организация единой координации и сопровождения, а также минимизация кадровых ресурсов. При этом механизм портфельного управления позволяет осуществлять систематическую оценку проектной социально-культурной практики студентов, их результативность, проводить их экспертизу и управлять их ресурсами на основе принципов оптимизации, минимизации, взаимозаменяемости, а также информационного, маркетингового и PR-сопровождения, при этом предоставляя всем участникам коворкинг-центра широкий выбор для самореализации в социальной практике, что безусловно повысит количественные и качественные показатели их вовлечения в данную деятельность, а также разовьет сеть социального партнерства образовательной организации не только с организациями такого же типа и вида.

Новизна, инновационность предлагаемых решений:

  • будет разработана многокритериальная модель формирования портфеля проектов вовлечения обучающихся средней профессиональной образовательной организации в социальную практику, позволяющая одновременно учитывать множество критериев оценки, ресурсов, потребляемых и выпускаемых проектами, и осуществлять временное планирование реализации и развития портфеля;
  • будет предложена форма алгоритма, решающего задачу оптимизации портфеля проектов, позволяющая эффективно формировать и планировать реализацию задач вовлечения обучающихся средних образовательных организаций в социально-культурную практику, анализа устойчивости сформированного портфеля таких проектов путем изменения параметров и многократной апробации алгоритма на разных площадках сети социальных партнеров;
  • будут определены условия применимости представленных моделей и механизмов для рассмотренного класса задач реализации и развития, разработаны варианты адаптирования отдельных проектов и портфеля в целом, алгоритмизации постановки задач синтеза и планирования портфелей проектов, как с учетом, так и без учета временного фактора и специфики образовательных программ, а также организации коворкинг-центра в предлагаемых организационных условиях как результативной площадки сопровождения социально-культурной практики обучающихся.

Научный коллектив инновационного проекта:

 

Никокошева Наталья Геннадьевна, научный руководитель, координатор этапов проектирования, реализации, проектного сопровоождения у организаций-социальных партнеров

директор ГБПОУ СО "Нижнетагильский педагогический колледж № 1" (г.Нижний Тагил), кандидат педагогических наук

 

Куприянова Галина Викторовна, автор, основной координатор и оператор отдельных проектов и всего их портфеля; автор магистерского исследования на тему "Развитие сетевого социального партнерства образовательной организации СПО на основе применения технологии портфельного управления проектами", подготовка которого будет осуществляться до 2020 г.

заведующий отделом конкурсных программ и проектов ГБПОУ СО "Нижнетагильский педагогический колледж № 1" (г.Нижний Тагил)

 

Неймышева Светлана Александровна, исполнитель-разработчик экономического обоснования и бухгалтерского учета затрат средств на реализацию и развития инновационного проекта; автор диссертационного исследования на звание кандидата педагогических наук по теме по теме "Организационно-педагогические условия сопровождения формирования профессиональной идентичности студентов Колледжа" в рамках инновационного проекта.

преподаватель ГБПОУ СО "Нижнетагильский педагогический колледж № 1" (г.Нижний Тагил)

 

Тараканов Максим Юрьевич, исполнитель проекта, разработчик образовательных программ и курсов для обучающихся средней профессиональной образовательной организации в рамках инновационного проекта

кандидат исторических наук, преподаватель ГБПОУ СО "Нижнетагильский педагогический колледж № 1" (г.Нижний Тагил)

   

Сисин Дмитрий Петрович, исполнитель, осуществляющий юридическое сопровождение реализации инновационного образовательного проекта

юрисконсульт ГБПОУ СО "Нижнетагильский педагогический колледж № 1" (г.Нижний Тагил), старший советник юстиции

Презентация научной концепции план реализации инновационного проекта состоялась:

  презентация результатов управления портфелем проектов в рамках международного сотрудничества была осуществлена одним из исполнителей Федеральной инновационной образовательной площадки, студенткой 21 группы специальности 51.02.02 "Социально-кульутрная деятельность", Дианлой Завгородней, для Министра образования и молодежной политике Свердловской области, Юрия Ивановича Биктуганова, во время его визита в ГБПОУ СО "НТПК № 1" (г.Нижний тагил, 7 февраля 2019 г.). Подробная информация в новостных статьях: официального сайта Колледжа и его учредителя.
  участие в Межрегиональном сеинаре "Создание федеральной инновационной площадки: от идеи к воплощению" (г. Екатеринбург, 18 октября 2018 г.). Подробная информация в новостной статье.
  пленарный доклад Куприяновоц Галины Викторовны на Всероссийской научно-практической конференции «Проектная деятельность в общем и профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы» (г.Нижний Тагил, 12 апреля 2018 г.). Подробная информация в новостной статье.
  секционный доклад Немкиной Виктории Алексеевны, студентки 21 группы специальности 51.02.02 "Социально-культурная деятельность" на Региональной конференции с участием образовательных организаций, имеющих статус региональной инновационной площадки в Свердловской области (г.Екатеринбург, 14 марта 2018 г.). Подробная информация в новостной статье.
  в рамках реализации инновационного проекта была проведена Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профессионального воспитания молодежи в условиях социального партнерства в системе образования»  (г. Нижний тагил, 25 апреля 2018 г.). Подробная информация в новостной статье.

    На основание положительных отзывов о результатах деятельности инновационного образовательного проекта Педагогическим советом ГБПОУ СО "НТПК № 1" от "28" июня 2018 г. было принято решение о выдвижение проекта на конкурс о получении организации статуса федеральной инновационной площадки в 2018 году. Выписка из решения Педагогического совета ГБПОУ СО "НТПК № 1" доступна по по ссылки (pdf 156,06 Kb)Презентация инновационного образовательного проекта доступна  по ссылки (ppt 1,59 Mb).

Область практического использования и применения результатов инновационного образовательного проекта:

    Механизм портфельного управления проектами является одним из результативных менеджерских механизмов, адаптирующихся к условиям локации реализации и применения, что позволяет при описанных условиях адаптации алгоритма его применения и учета ограниченности этих условий, реализовывать разработанную модель в средней профессиональной образовательной организации любого профиля, типа и вида. Коворкинг центр как управленческий подход вовлечения широких масс к определенному виду деятельности, в нашем случае к социально-культурной практике, достаточно гибок, и позволяет сменить при специально созданных условиях даже целевую и возрастную категорию обучающихся или создать проектные группы смешанных возрастов, что делает его так же адаптивным для применения в любой образовательной организации. Само применение разработанной модели, алгоритма и "дорожной карты" может быть ориентированно в дальнейшем не только на процесс развития социальной практики обучающихся, но и учебного дуального процесса как площадки и механизма взаимодействия с работодателями, и развития самоуправления, и развития предпринимательской деятельности студентов и др.

Мероприятия реадизации плана Федеральной инновационной образовательной площадке

 

Воркшоп для руководителей рабочих групп ГБПОУ СО "НТПК № 1" на тему: "Проектная документация: алгоритм разработки и правила оформления" (г.Нижний тагил, 15 февраля 2019 г.). Подробная информация в новостной статье.

 

Страница обслуживается

Куприяновой Галиной Викторовной,

автором, научным руководителем и основным модератором ФИП,

заведующей отделом конкурсных програм и проектов