Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профессионального воспитания молодежи в условиях социального партнерства в системе образования»

     25 апреля 2018 г. на базе Нижнетагильского педагогического колледжа №1 состоялась Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профессионального воспитания молодежи в условиях социального партнерства в системе образования». Цель конференции - актуализация проблем профессионального воспитания молодежи в рамках реализации документа, определяющего вектор развития воспитания на ближайшие годы — «Стратегия развития воспита-ния в Российской Федерации до 2025 года».

     Участников и гостей конференции приветствовала Наталья Геннадьевна Никокошева, директор Нижнетагильского педагогического колледжа №1, кандидат педагогических наук, почет-ный работник среднего профессионального образования РФ. В своем выступлении она отметила своевременность проведения конференции, указав на то, что приоритетным направлением государственной политики в области образования сегодня становится воспитание социально ответственной лично-сти, обладающей чувством патриотизма, высоким уровнем профессиональной культуры и осознающей свою роль в обеспечении социально–экономической модернизации российского общества. Наталья Геннадьевна также передала участникам конференции слова приветствия и пожелания плодотворной работы, поступившие от Игоря Евгеньевича Юрлова, начальника управления об-разования Администрации г. Нижний Тагил.

     В ходе пленарного заседания были заслушаны доклады:

«Профессиональное воспитание и развитие личности в свете христианской культурной ан-тропологии», иерея Алексея Бессонова, руководителя молодежного отдела Нижнетагильской епархии Русской Православной Церкви;

«Тенденции развития воспитательной практики учреждений среднего профессионального образования в современных условиях», Марины Борисовны Осиповой, кандидат педагогических наук, доцента кафедры педагогики и психологии Нижнетагильского филиала Института развития образования;

«Организация сетевого взаимодействия в профильном обучении старшеклассников в обра-зовательном пространстве муниципалитета», Сергея Владимировича Лебедева, директора Ин-формационно-методического центра, кандидат педагогических наук, доцент.

     После обсуждения представленных докладов работа конференции продолжилась на четырех секциях:

Секция 1. Разработка содержания профессионального воспитания в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога (рук. Евгений Михайлович Костылев, замести-тель директора по учебно-производственной работе);

Секция 2. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления воспитательной работы в современной социокультурной среде (рук. Андрей Викторович Моисеев, кандидат педагогиче-ских наук, преподаватель; Максим Юрьевич Тараканов, кандидат исторических наук, препода-ватель);

Секция 3. Современные модели профессионального воспитания в контексте социального партнерства (рук. Галина Викторовна Куприянова, зав. отделом конкурсных программ и проектов);

Секция 4. Ранняя профориетационная работа как форма допрофессионального воспитания (рук. Марина Валерьевна Котегова, заместитель директора по развитию содержания образования, почетный работник среднего профессионального образования РФ).

     В ходе пленарного заседания и работы четырех секция были рассмотрены следующие во-просы: научно-теоретическая интерпретация понятий «воспитание»/«профессиональное воспитание», их место и роль в актуальном понятийном аппарате педагогической науки; ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления воспитательной работы в системе профессионального образова-ния; современные модели и содержание профессионального воспитания; содержание и преемственность программ профессионального развития, воспитания и социализации личности обучаю-щихся на различных уровнях образования; социальное партнерство как ресурс воспитания; профессиональное развитие и воспитание обучающихся в условиях реализации Стратегии; организация взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках реализации Стратегии; развитие профессиональной компетентности педагогов в целях повышения качества воспитания; воспитательные ресурсы образовательного учреждения; работа с родителями в современных условиях; воспитательные системы и инновационные технологии в воспитании; дополнительное и неформальное образование; реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей; мониторинг результатов эффективности организации воспитательного процесса; изменение локальной нормативной базы организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении.

     Заявленные для обсуждения вопросы рассматривались участниками научно-практической конференции в контексте основных положений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», доклада Министра общего и профессионального образования Свердловской области Ю.И. Биктуганова «Опыт патриотического воспитания молодежи в Свердловской области».

     На Конференции состоялся обмен мнениями и обсуждение широкого круга вопросов, связанных с профессиональным воспитанием молодежи и подрастающего поколения, в том числе, об-суждались последние изменения и перспективы развития системы российского образования, обусловленные реализацией основных стратегических документов; подчеркивалась необходимость расширения сетевого сотрудничества и интеграции усилий научно-педагогических и практических работников системы образования; на конференции был представлен инновационный опыт Нижнетагильского педагогического колледжа №1 в области реализации ряда проектов:

1. «Юный инженер»: развитие инженерного мышления у обучающихся дошкольных и начальных образовательных организаций Горнозаводского округа";

2. "В тренде мировых образовательных практик. Инженерное образование в педагогическом колледже";

3. «Движение WorldSkills в НТПК №1»;

4. «Наставник».

     Участники Конференции отметили: проведение региональных конференций необходимо и крайне полезно, так как способствует профессиональному и личностному росту педагогов и руко-водителей, заставляет по-новому взглянуть на свою работу, дает толчок к творчеству, позволяет познакомиться с эффективным педагогическим опытом.

     В результате заслушанных в ходе конференции выступлений, предложений и их обсуждений участники конференции обращаются с предложениями:

1. Расширить возможности в изучении, обобщении и распространении эффективного педагогического опыта по сопровождению программ профессионального воспитания и социализации обучающихся;

2. Содействовать развитию форм сетевого взаимодействия учреждений дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования в условиях реализации задач профессионального воспитания и ранней профессиональной ориентации личности;

3. Совершенствовать нормативное обеспечение воспитательной деятельности обучающихся; активизировать использование современных маркетинговых технологий, обеспечивающих реализацию потребностей детей и их родителей (законных представителей) в качественной организации воспитательной деятельности обучающихся;

4. Рассмотреть возможность реализации проектов, программ исследовательской деятельности по различным воспитательным аспектам деятельности обучающихся; продолжить работу по реализации основных положений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», в аспекте единства образовательной деятельности;

5. Актуализировать использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных технологий, в решении практических задач профессионального воспитания молодежи;

6. Разработать комплексную программу научно-исследовательской деятельности направленную на изучение роли, места, и значения профессионального воспитания в актуальном понятийном аппарате педагогической науки и образовательной практике.

7. Совершенствовать работу по государственно-общественному управлению и социальному партнерству; укреплять материально-техническую базу, обеспечивающую эффективную реализацию программ профессионального воспитания обучающих-ся.

     Участники конференции отметили положительный эффект обсуждения вопросов на пленар-ном и секционных заседаниях. Рекомендовали продолжить обсуждение проблематики темы конференции на педагогических советах, профессиональных методических объединениях.

Материал подготовлен преподавателем Моисеевым А.В.