Триггер конфликтов: опыт концептуализации и категоризации в работе наставников студентов

Концептуализация и категоризация конфликтогенов и триггеров конфликтных ситуаций в изменяющихся условиях взаимодействия в ходе профессиональной подготовки педагогических кадров при работе с новым поколением личностей студентов – таким научным аргументом определила педагогическую целесообразность организации методического семинара с кураторами учебных групп Нижнетагильского педагогического колледжа № 1 кандидат психологических наук Ирина Петровна Стрельцова.
Семинар прошел 9 ноября 2023 года. В своей вступительной речи Наталья Геннадьевна Никокошева, директор ГАПОУ СО «НТПК № 1», кандидат педагогических наук, определила значение проблематики семинара более емко и точно: «Сегодня мы часто произносим абитуриентам, студентам, родителям слоган Федерального проекта «Профессионалитет» – «Ты в хорошей компании». А точно ли мы определяем психолого-педагогические особенности нового поколения наших студентов? Знаем ли, какие у них и их родителей приоритеты в профессиональном образовании? Какие между нами точки соприкосновения как у «хорошей компании»? И если их недостаточно, то какие источники недопониманий мы можем определить и компенсировать в своей деятельности как образовательные и воспитательные риски? Триггер переводится на русский язык как «спусковой крючок». Мы должны знать, где он может быть в нашей педагогической практике и управлять его действием!»
Семинар, инициированный руководством НТПК № 1, проводится как плановое повышение квалификации кураторов учебных групп с 2022 года, является частью реализации программы наставничества в колледже. Он способствует формированию корпоративных компетенций, решению профессиональных задач в ситуациях, требующих инновационных или нестандартных подходов при выполнении кураторами учебных групп своих трудовых функций в ходе реализации новой образовательной технологии «Профессионалитет».
В соответствии с этой задачей на семинаре Ирина Петровна включила в практические задания для кураторов кейсы на:
распознавание первых признаков проявления социальных конфликтов и прогнозирование их эскалации на основе применения психологической тестовой методики Томаса-Килмана;
применение технологий управления конфликтом в коллективном взаимодействии, определяющем благополучие не только отдельных студентов, но и учебных групп и общностей, объединенных по социальному признаку внутри учебного коллектива;
реализацию методов и приемов тактического и оперативного управления конфликтными ситуациями, которые влияют на перспективы функционирования и векторы трансформации самого наставничества кураторов и конфликт-менеджмента в управлении всем колледжем.
Все участники семинара отметили, что знание триггеров социальных конфликтов делает реальными и действенными системные противоречия, возникновение которых возможно в сфере общих интересов при профессиональной подготовке педагогических кадров. Знание возможных триггеров профессионально воспринимается не как «спусковой крючок» для будущего недопонимания, а как возможность предварительной встречи для обсуждения всех заинтересованных лиц, проявление новых направлений развития, объединения усилий для преодоления факторов образовательных и воспитательных рисков. Понимание риска конфликта как окна актуализации новых подходов к воспитанию студентов – вот основной вывод, к которому пришли все участники психолого-педагогического семинара по методике управления конфликтами. По результатам обучения каждый куратор подготовил собственные кейсы с описанием педагогических ситуаций и подобрал способы управления ими для коллегиального обсуждения на будущем методическом семинаре.
Наталья Геннадьевна и кураторы учебных групп благодарят Ирину Петровну за организацию активной коуч-работы на семинаре и полезный практико-ориентированный опыт по управлению конфликтами!

Статья составлена
Куприяновой Галиной Викторовной,
пресс-секретарем ГАПОУ СО «НТПК № 1.

Корректорская правка текста:
Кузина Ольга Евгеньевна,
преподаватель профессиональных модулей
высшей квалификационной категории
ГАПОУ СО «НТПК № 1».

При размещении информации из данной статьи или ссылки на новостной материал, просим указывать следующие хештеги: #НТПК1 #Профессионалитет #МинпросвещенияРоссии #МинобрСвО #Свердловскаяобласть #НавигаторыДетстваСПО #НвигаторыДетстваСПО96 #Росдетцентр #КолледжПервых #НТПКолледжПЕРВЫХ