Целевое взаимодействие с работодателями будущих учителей начальных классов

Во введении в сборник методических материалов «Новая образовательная технология «Профессионалитет» определяется цель проектирования и внедрения новых образовательных технологий в систему среднего профессионального образования как основы формирования современных подходов, направленных на обновление и совершенствование подготовки кадров с учетом основных трендов социально-экономического развития Российской Федерации, Свердловской области и ее муниципалитетов.
Анализ экономического развития кадрового рынка системы образования города Нижний Тагил, на территории которого находится ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж № 1», за последние пять лет показывает стабильное увеличение запроса на выпускников по специальности «Преподавание в начальных классах» в связи с аналогичной статистической тенденцией демографического роста количества детей от 6 до 12 лет. Возросший запрос работодателей определил следующие изменения в организации профессиональной подготовки данных специалистов в колледже:
 увеличение контрольных цифр приема на данную специальность;
 участие колледжа с сентября 2023 г. в реализации Федерального проекта «Профессионалитет»;
 формирование единого образовательного пространства с опорными работодателями и Нижнетагильским государственным социально-педагогическим институтом (филиалом Российского государственного профессионально-педагогического университета в городе Нижний Тагил) как образующего фактора системы непрерывного образования;
– организация системного целевого взаимодействия на базе договорных отношений с работодателем по реализации программ профессиональной подготовки с использованием возможностей сетевой формы и ресурсов организаций кластера «Педагогика» Свердловской области;
 интеграция содержания и технологий образования с профессиональной средой как на базе образовательной организации, так и непосредственно на современном оборудовании работодателей в рамках практических занятий и производственной практики.
Примером продуктивных изменений в организации профессиональной подготовки может служить производственная практика студентов выпускного курса по специальности «Преподавание в начальных классах», которая началась 25 сентября и завершается 13 ноября 2023 года. Заведующая практикой «НТПК № 1» Оксана Николаевна Щавлева пояснила, что особенностью организации практики на выпускных курсах является применение технологии погружения и учет запросов работодателей в организации каскадного графика, что существенно повысило эффективность координации студентов в связи с введением карантинных мер в муниципалитете.
Студенты 42 группы проходили практику на площадке МБОУ СОШ № 80. В своей приветственной речи для практикантов директор школы Наталья Владимировна Коурова рассказала, что сама является выпускницей НТПК № 1 и представила студентам выпускных курсов преимущества поступления на работу в образовательное учреждение в качестве учителей начальных классов (видео интервью директора школы доступно в Телеграмм-канале ГАПОУ СО «НТПК № 1» https://t.me/s/ntpk1_professionalitet от 04 ноября 2023 года):
закрепление постоянного наставника на три года;
построение совместно с заместителем директора карты карьеры молодого специалиста;
создание условий для участия в содружестве школы «Молодые специалисты»;
включение в программу Городской профсоюзной организации как активиста;
помощь в подготовке и участии в Городском конкурсе «Профессиональный старт»;
осуществление мер материальной и моральной поддержки.
В рамках практики студенты отметили высокий уровень материально-технического обеспечения школы, заинтересованность учителей-наставников и успешный опыт трудоустройства в школе студентов последнего курса колледжа на протяжении трех лет. Ведущий методист, куратор 42 группы, Елена Юрьевна Неофитова, обобщая пожелания наставников из числа педагогических работников работодателя, выдела следующие преимущества в организации производственной практики: «Многолетние договорные отношения с 80 школой не только в рамках организации производственной практики, но и в разработке образовательных программ, проведении квалификационных экзаменов и процедур государственной итоговой аттестации позволяют нам учитывать требования работодателя к выпускникам на всех этапах профессиональной подготовки. Безусловным преимуществом школы является единство требований наставников, коллективное сопровождение студентов и четкий график проведения производственной практики. Студенты особенно отметили Анастасию Дмитриевну Вржещ, Юлию Владимировну Козлову, Анастасию Дмитриевну Смирнову и Татьяну Николаевну Хайрулину, которые использовали новые авторские приёмы взаимодействия с младшими школьниками. Отдельную благодарность хотелось бы высказать заместителю директора по учебной работе Людмиле Викторовне Хорошун за оперативное создание всех условий, необходимых для производственной практики студентов!». Сами студенты уточнили, что столкнулись с необходимостью заострить свое внимание на четкой и единой трактовке и употреблении терминов, связанных с функциональной грамотностью на разных учебных дисциплинах, предложили осуществлять предварительный анализ требований работодателя не только к уровню профессиональных компетенций, но и к внешнему стилю и образу современных учителей начальных классов.
Производственная педагогическая практика студентов 303 группы проходила в МБОУ СОШ «Центр образования № 1», особенностью которого является реализация в учебно-воспитательном процессе принципа инклюзивности образования и создания условий для обучения младших школьников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Новый директор Елена Сергеевна Делидова перед производственной практикой предварительно провела для студентов колледжа 2-4 курсов специальности «Преподавание в начальных классах» практикум «Моделируем образ педагога» : http://ntpk1.ru/news/gorodskoy-praktikum-modeliruem-obraz-pedagoga , на котором определила совместно со студентами требования школы к уровню сформированности профессиональных и социальных компетенций, стилю и поведенческой дисциплине учителя начальных классов при общении с младшими школьниками с особыми образовательными потребностями. «В целом организация и прохождение педагогической практики в инклюзивном пространстве школы для студентов чрезвычайно полезны, – отмечает Оксана Николаевна Щавлева, методист производственной практики и куратор учебной группы. – Опыт работы с обучающимися у студентов формируется уже второй год. С администрацией школы мы четко реализуем принципы преемственности работы с одним и тем же учебным коллективом, предварительной профессиональной и психологической подготовки студентов с каждым учителем-наставником и ежедневного обсуждения с администрацией сложностей и путей компенсации рисков производственной подготовки будущих учителей начальных классов». Сами студенты обратили внимание на положительные изменения и нововведения в систему воспитательной работе в школе. Староста группы Екатерина Климцева рассказала о новых традициях, появившихся в Центре образования № 1: «Было приятно приходить каждый день в школу, в которой тебя и учащихся ежедневно встречает сам директор. И это не просто формальная мера контроля, а именно профессиональное внимание. Елена Сергеевна знала нас в лицо и по имени - отчеству, обсуждала с нами и нашим куратором Оксаной Николаевной сложности, которые у нас возникали, и ежедневно их решала производственными управленческими действиями. Интересным предложением от школы также стала возможность при трудоустройстве переквалифицироваться на предметное преподавание, расширить профиль профессиональной деятельности не только как учителя начальных классов, но и учителя среднего звена. Администрация ЦО № 1 готова поддержать желающих целевым договором при поступлении в вуз».
Завершали погружение в производственную практику по реализации методических основ учебных предметов начального общего образования студенты 43 группы. Площадкой их производственной педагогической практики являлось МБОУ СОШ № 81 (директор: Светлана Петровна Усатова), находящееся в одном из самых густонаселенных районов города – Гальяно-горбуновского массиве. Во время предварительной подготовки к практике ведущий методист Ольга Евгеньевна Кузина определила для студентов следующие конкурентные преимущества школы как потенциального работодателя:
наличие модернизированных высокотехнологичным цифровым оборудованием учебных лабораторий для реализации комплексного проект «Уральская инженерная школа»;
в школе с 2022 года ежегодно ведётся набор в профильный педагогический класс, с обучающимися которого можно будет взаимодействовать при организации реверсивного наставничества для младших школьников;
выпускники колледжа работали и сейчас работают в образовательной организации;
в школе реализуется специальная программа наставничества для молодых специалистов;
команда педагогов школы стала победителем Всероссийского конкурса «Учитель будущего» президентской платформы «Россия – страна возможностей», что говорит о готовности профессионального коллектива школы к развитию, высоких целях и условиях, которые создает администрация школы для своих работников;
в июне 2023 года Светлана Аркадьевна Никулина, учитель начальных классов школы №81, удостоена премии как лучший учитель за достижения в педагогической деятельности, и ее деятельность служит примером успешности в профессии;
ежегодно в школе проводится выставка методических и дидактических материалов молодых учителей, что позволит показать свои наработки во время обучения в колледже и повысить свой авторитет среди коллег.
В ходе прохождения производственной практики студенты особенно отметили современные условия, цифровые ресурсы, актуальные возможности для саморазвития в школе и выразили отдельную благодарность внимательным наставникам и мобильной работой с ними с быстрой компенсацией всех образовательных рисков. Анализируя со студентами результаты производственной практики, Ольга Евгеньевна заметила, что реализации с сентября 2023 года Федеральной образовательной программы начального общего образования внесла существенные коррективы в организацию и содержание производственной практики студентов выпускного курса, во многом создав условия для тренировки их профессиональных компетенций в изменяющихся условиях модернизации системы образования. В данное время возникла объективная необходимость интеграции и установления прочных внутриотраслевых связей между содержанием учебной информации, формируемыми практическими умениями и производственной средой. Именно это определяет дальнейшее успешное выполнение трудовых функций в условиях реальной профессиональной деятельности выпускника, прописанной как один из основных принципов реализации Федерального проекта «Профессионалитет» и учтенного преподавателями кафедры по специальности «Преподавание в начальных классах» при подготовке методических рекомендаций и организации условий студентов 42, 43 и 303 учебных групп.

Статья составлена
Куприяновой Галиной Викторовной,
пресс-секретарем ГАПОУ СО «НТПК № 1
на основе материалов
Щавлевой Оксаны Николаевны,
заведующей практикой ГАПОУ СО «НТПК № 1»,
ведущего методиста производственной
практике в МБОУ СОШ «ЦО № 1»,
куратора 303 учебной группы;
Кузиной Ольги Евгеньевны,
ведущего методиста производственной
практике в МБОУ СОШ № 81;
Неофитовой Елены Юрьевны,
ведущего методиста производственной
практики в МБОУ СОШ № 80,
куратора 42 учебной группы ГАПОУ СО «НПК № 1».

Корректорская правка текста:
Кузина Ольга Евгеньевна,
преподаватель профессиональных модулей
высшей квалификационной категории
ГАПОУ СО «НТПК № 1».

В статье использованы фото из личных архивов
студентов и преподавателей ГАПОУ СО «НТПК № 1».

При размещении информации из данной статьи или ссылки на новостной материал, просим указывать следующие хештеги: #НТПК1 #Профессионалитет #МинобрСвО #Свердловскаяобласть #НТПКолледжПЕРВЫХ