Лаборатория наставничества. Сообщество первых

Изображение: 

«В Год педагога и наставника перед нами стоит важная задача – создать условия для системного развития наставничества в России. Назрела необходимость <…> регламентировать наставническую деятельность и определить стандарты качества работы наставников»

Виктор Сергеевич Неумывакин, директор департамента

Министерства просвещения России

15 сентября 2023 года на площадке Нижнетагильского государственного социально-педагогического института филиала Российского государственного профессионально педагогического университета в Нижнем Тагиле состоялся Коммуникативно-образовательный форум. Форум проходил в рамках Лаборатории наставничества как сетевого проекта Фонда поддержки талантливых детей и молодежи партнеров института «Уральского образовательного центра «Золотое сечение», Уральского государственного экономического университета и Уральского государственного педагогического университета.

Открыл молодежный Форум нетворкинг «Формируем педагогическое сообщество», в организации которого приняла участие Ирина Владимировна Култышева, кандидат филологических наук, наставник победителей Всероссийского конкурса «Большая перемена» и руководитель клуба «Лампочки». Нетворкинг позволил всем участникам в интерактивной форма расширить свою сети знакомств для решения профессиональных и личных задач. Особенностью педагогического нетворкинга стало отображение стиля профессионального общения будущих учителей и воспитателей, которых в читальном зале окружали участники разных возрастов и направлений профессиональной подготовки по педагогическим специальностям, опыт и навыки которых дадут возможности для саморазвития и реализации своих профессиональных целей, идей и проектов.

После нетворкинга Ирина Владимировна провела Интерактивную лекцию «Быть активным – это круто», представив участникам не только опыт подготовки победителей от лучшего колледжа в России по результатам рейтинга Всероссийского конкурса «Большая перемена», но возможности каждого студента для саморазвития и самореализации в этом проекте. Наиболее активные и успешные участники интерактива, отвечающие на увлекательные вопросы, решающие профессиональные кейсы и находящие правильные ответы на поставленные задачи получали фирменный и уникальный значок Российского движения детей и молодежи «Движение Первых».

Творческой площадкой Форума стала Мастерская «Занимательная педагогика», которую провела Куприянова Галина Викторовна, преподаватель НТПК № 1, заместитель Председателя Областного совета родителей (законных представителей) студентов учреждений среднего профессионального образования Свердловской области. Мастерская позволила участникам изучить основные этапы профессионального становления наставника, его психологические изменения в ходе его педагогической деятельности, ценности, формирующие образ педагога как наставника. Особенностью организации работы мастерской являлось изучение образа наставника и его ценностей на художественном материале фотографий и портретов основателя научной школы педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского, которому в этом году исполнилось  200 лет со дня рождения. Каждый участник не только мог изучить, сравнить, выявить особенности изменения визуального образа Константина Дмитриевича в разные периоды его жизни, но и скопировать его портрет самостоятельно в технике «линейная графика». Все получившиеся у участников портреты были оцифрованы и размещены на интерактивной карте, носящей имя одного из рассказов К.Д. Ушинского «Наше Отечество». Мастерская проходила в рамках культурно-просветительского проекта Областного совета родителей (законных представителей) студентов учреждений среднего профессионального образования Свердловской области. Проект реализуется при поддержке Министерства образования и молодежной политики Свердловской области и Консультативного совета. Аналогичные мастерские прошли в городах Москва, Екатеринбург, Нижний Тагил, Солнечногорск. Одна из участниц мастерской Дарья Морозова, которая побывала на предыдущих событиях проекта, рассказала: «Когда я в том году побывала на мастерской, я думала, что это больше про искусство, чем про педагогику. Нет, Галина Викторовна, конечно, говорила нам, что выбор фото великого педагога и создание на его основе собственного проекта – это механизм осознания теоретического знания о педагогической теории изображаемого на портрете педагога в собственную ценность через продуктивное искусство, но я тогда не особо поверила. А сейчас прошло уже полгода, но я до сих пор помню имя педагога-новатора Софьи Николаевны Лысенковой, которую рисовала. И даже могу сказать, что она автор концепции опережающего обучения. И ее цитату, которую я выбрала тогда для составления мема с педагогической душой, я тоже помню, хотя я обучаюсь не на специальности «Преподавание в начальных классах», но мне было интересно потом изучить идеи Софьи Николаевны, и я придумала уже, как буду их применять в будущей педагогической деятельности. А ее портрет до сих пор висит в квартире моей любимой бабушки. Великие педагоги прошлого – наши наставники. Великие педагоги прошлого – наши наставники».

Студенты 303 группы специальности «Преподавание в начальных классах» и участницы клуба Большой перемены «Лампочки» побывали на других образовательных площадках «Ресурсы и инструменты для жизни и работы». Особенно им запомнились мастерская «Имидж человека публичной профессии» и практикум «Педагог – это модно: как собрать look педагога». Студентки отмечают, что Форум дал им большой объем полезной информации именно для профессиональной деятельности и для саморазвития. Например, опен-толк «Что нужно читать/смотреть учителю и ученику», мастерская «Конкурс – вызов и возможности» и презентация «Цели, ценности и смыслы РДДМ» показали им реальные возможности, которые создаются в государстве, городе и в педагогических сообществах для профессионального самостановления будущего педагога. А интерактив «Где взять/как найти инфоповод, если ничего не происходит», педагогический стенд-ап «Ресурсы педагога» и иммерсивная мастерская педагогической династии «Педагог. Путешествие. Песня» помогли получить опыт для организации и проведения новых форм просветительских событий.

В целом Форум для организаторов площадок и участников от НТПК № 1 прошел под девизом разговора со спикером «Творческий учитель=успешный ученик». Интересные пространства, интеграция традиций на итерактивном выставочном проекте «Учитель – это звучит гордо» со скамейкой воспоминаний и акцией «Спасибо учителю» с современными формами организации взаимодействия с молодежью делает этот Форум запоминающимся и продуктивным. Не случайно лаборатория наставничества, в рамках которой он проходит, представляет системный проект, позволяющий определить кадровую политику развития территории региона в соответствии с особенностями, амбициями и возможностями муниципалитетов, находящихся в них предприятиях, активной общественности и представителями социальной сферы. Представителей всех заинтересованных в подготовке будущих педагогов и собрал организационный комитет во главе с Ириной Викторовной Даренской, деканом Социально-гуманитарного факультета, кандидатом исторических наук.

Лаборатория наставничества. Мы собираем сообщество первых!

   

 

 

Информация предоставлена

Куприяновой Галиной Викторовной,

пресс-секретарем ГАПОУ СО «НТПК № 1»

 

Корректорская правка текста:

Худякова Ольга Викторовна,

преподаватель русского языка

высшей квалификационной категории

ГАПОУ СО «НТПК № 1»

 

В статье использованы фотоматериалы

Медиацентра НТГСПИ филиала РГППУ в г. Нижнем Тагиле

 

При размещении информации из данной статьи или ссылку на новостной материал, просим указывать следующие хештеги: #НТПК1 #Профессионалитет #ГодПедагогаНаставника #МинобрСвО #Свердловскаяобласть #НТПКолледжПЕРВЫХ