Дорогие преподаватели и выпускники колледжа!
Приглашаем Вас на вечера встреч,
посвященные 90-летию учебного заведения,
которые состоятся:
23 сентября 2016 года в 18:00,
в актовом зале колледжа – 60, 70, 80, 90 г.г.
24 сентября 2016 года в 16:00
в актовом зале колледжа – 2000-е годы.
С нетерпением ждем долгожданной встречи!
Администрация НТПК № 1.
Сегодня ГБПОУ СО НТПК №1 отмечает славный юбилей – 90 лет. Насыщенна и плодотворна деятельность одного из лучших учебных заведений города. И мы обязательно расскажем о том, чем живет колледж сегодня. Но прежде нужно вспомнить историю, чтобы понять, как сформировался и развивался этот феномен – современное и перспективное учреждение образования.
Глава 1. «Начало»
Заглянем в далекое прошлое: 1926 год. В газете «Рабочий» от 3 сентября, в разделе «Новости дня» помещен заголовок, написанный крупными буквами. «Открытие педтехникума в г. Н.Тагиле» - с четырех годичным курсом обучения, дающим по окончании его звание «Народного учителя».
Так началась история создания и развития первого педагогического заведения в г. Н.Тагил. В объявлении, опубликованном в городской газете, сказано: «В первую очередь будут приниматься дети малоимущего населения, затем середняков, и, если будут вакантные места – более состоятельного населения. Для первых – будет общежитие и стипендия. Для последних – плата за право образования».
Абитуриенты приглашались на три отделения:
1. детское движение (детское коммунистическое движение) – готовило комсомольских работников и пионервожатых.
2. школьное отделение – готовило учителей начальной школы.
3. трудовое обучение – готовило учителей труда.
Из 110 желающих было принято 44 человека: 14 мужчин и 30 женщин.
Первым директором педтехникума был назначен Борис Васильевич Пигулевский (годы работы – 1926-1932) – преподаватель физики и математики.
Выпускники педтехникума тех лет в своих воспоминаниях пишут, что Борис Васильевич оставил в их сердцах память о себе навсегда как «человек богатой, щедрой души, необыкновенного обаяния и доброжелательности к людям, талантливый организатор, отличных педагог, он умел привить любовь к педагогической профессии на всю жизнь».
В 1930 году состоялся первый выпуск, техникум закончили 43 человека. В период с 1931 по 1940 годы техникум закончило уже 1129 человек из них – 1112 учителей и 18 воспитателей детских садов. Это они, выпускники 30-40 гг воспитали поколение, отличавшееся несгибаемым мужеством, преданностью Родине и любовью к труду.
Глава 2. «Сороковые – «роковые, военные, пороховые».
Мы всегда помним тех, кто за чистое небо грудью встал на защиту родной земли от немецких захватчиков. В их числе были и преподаватели, и учащиеся педтехникума:
Преподаватель музыки Скорев Владимир Дмитриевич после ранения вернулся в родное педучилище и продолжал работать до последнего своего часа.
Шестакова Вера Алексеевна, преподаватель истории, с выпускниками школы добровольцем ушла на фронт. Участвовала в боях на Курской дуге. Дошла до Праги.
Парамонов Юрий Васильевич, преподаватель истории. Участвовал в боях при форсировании Днепра, в освобождении городов Правобережной Украины, Молдавии, Западной Украины, Польши. Войну закончил в Чехословакии.
Не остались в стороне и учащиеся педучилища. Один из них, Питерских Александр Иванович, – выпускник 1938 года. Многие учителя города в дальнейшем знали его как очень строгого и требовательного заведующего учительской библиотекой.
В музее сохранилось сочинение выпускницы 1940 года Погудиной Людмилы, где она сообщает: «Ушли на фронт мои дорогие подруги: Таня Фролова, Фая Гаева…» За отличную воинскую службу, мужество и отвагу все участники войны отмечены правительственными наградами.
Педтехникум в годы войны был временно закрыт, а затем реорганизован в учительский институт. Нового приема учащихся не было. Работало лишь заочное отделение.
А когда в 1945 году учительский институт выделился в самостоятельное учебное заведение, по-новому стало называться учебное заведение, о котором мы ведем рассказ. Теперь это уже – педучилище.
Глава 3. «Восстановление и развитие».
В 50-е – 60-е годы в педагогическом училище стабильно действуют два отделения: школьное и дошкольное. Год от года увеличивается число будущих учителей начальных классов и воспитателей детских садов.
Изменяется и состав преподавателей. Ветераны уходят на заслуженный отдых - им на смену приходят молодые специалисты. Педагогический коллектив всегда представлял собой творческий союз опытных и молодых педагогов. Когорту молодых преподавателей постоянно пополняют, в основном, бывшие выпускники
Лаврова Галина Даниловна – выпускница 1956 года - в 1983 году удостоена звания Народный учитель Советского Союза.
Много лет педучилище вело кочевой образ жизни, переезжая с места на место: школа №1 им. Крупской Н.К.; ремесленное училище (улица Уральская, 2); здание пединститута по пр. Ленина ( 3 этаж); несколько аудиторий в школах рабочей молодежи №6 и №14; 4 этаж школы №40 (ныне школа №6).
Несмотря на трудности, жизнь в педучилище была интересной и разнообразной: работали предметные кружки, кружки художественной самодеятельности, спортивные секции. Учащиеся посещали хор, учились играть на музыкальных инструментах.
В 1963 году руководителем учебного заведения была назначена Вторыгина Алевтина Павловна (1963-1978), которая решила вопросы по строительству учебного корпуса и общежития. В 1965 году общежитие было построено по улице Пархоменко, 120. А в 1968 году ему было присвоено первое место во Всесоюзном соревновании, посвященном 50-летию ВЛКСМ.
В эти годы в педучилище было введено самоуправление учащихся, что придало им большую самостоятельность в решении многих проблем в группе.
Глава 4. «В новом доме».
70-е – 80-е годы. Очень значимые события для всего коллектива преподавателей и студентов: новоселье и полувековой юбилей.
В январе 1977 года педучилище получило, наконец, новый современный корпус по улице Островского 3, где и размещается в настоящее время.
Директор Алевтина Павловна Вторыгина получила от строителей символический ключ и разрезала ленту, чтобы войти в новое здание.
Получив новое здание, коллектив под руководством директора Вторыгиной Алевтины Павловны и заместителя директора Разгулиной Тамары Васильевны начинает оборудование кабинетов, лаборантских наглядно-методическими материалами, техническими средствами.
80-90-е годы.
Меняется руководство учебным заведением. Директорами в эти годы были Бухарова Людмила Анатольевна (1978-1986), Демина Алевтина Николаевна (1986-1992), Брызгалов Михаил Викторович (1992-1993)
В 70-80 годы коллектив преподавателей пополнился многими опытными коллегами, и состав его увеличился примерно до 140 человек. В 80-е годы к существующим традициям добавились новые. Начали работать клубы: Клуб поэзии «Уральская рябинушка», Клуб советско-чехословацкой дружбы «Факел», Клуб «Корчагинец». В 1984 году, в день восьмидесятилетия Николая Островского, был открыт музей его имени.
Было организовано шефство над детскими домами: Невьянский, Тагильский, Таватуйский, Черноисточинский, Салдинский.
Студенты педучилища обучались игре на музыкальных инструментах, действовали хоры и оркестры.
В педучилище работали и спортивные секции.
В 1980 году за высокие достижения в учебно-воспитательной работе педучилище завоевало переходящее Красное Знамя Министерства просвещения СССР, заняв первое место во Всесоюзном соревновании 1979 года среди педучилищ страны.
Директор Бухарова Людмила Анатольевна и председатель местного комитета Цимляков Гелиантин Семенович с честью приняли переходящее знамя.
Глава 5. «В статусе колледжа».
С 1993 года, в течение почти 20 лет педагогическое училище (педколледж №1) возглавляла Савкина Татьяна Алексеевна. В 1995 году она награждена знаком «Отличник народного просвещения». А в 2007 году ей было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
В 1995 году Нижнетагильское педучилище №1 реорганизовано в Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нижнетагильский
педагогический колледж №1» что дало возможность осуществлять профессиональную подготовку педагогических кадров для основного образования по специальностям: математика, русский язык и литература, преподавание в начальных классах, дошкольное образование.
В связи с этим у студентов появилась возможность получить дополнительную подготовку в области музыкального воспитания, изобразительной деятельности, коррекционно-развивающего образования, иностранного языка, семейного воспитания.
В то же время, в связи с потребностями территорий в педагогических кадрах, значительно сократился прием на традиционные для учебного заведения специальности «Дошкольное образование» и «Преподавание в начальных классах».
Педагогический коллектив сократился количественно, но значительно вырос уровень его профессиональной квалификации. По результатам первой аттестации 1995 г., 17 преподавателям присвоена высшая, а 58 – первая квалификационная категория.
Лучшие педагоги колледжа в 2000 году были награждены народным знаком «Почетный работник среднего профессионального образования». В 1996 году почетное звание «Заслуженный учитель РФ» было присвоено преподавателю методики развития речи Низовцевой Людмиле Михайловне.
За годы существования учебного заведения педагогическое образование в нем получили более 25 тысяч учителей начальных классов, воспитателей детских садов, социальных педагогов, учителей математики, информатики, русского языка и литературы. Значительная часть педагогов нашего города и области, вырастившая и воспитавшая не одно поколение детей, - выпускники педагогического колледжа № 1.
А летопись истории развития Нижнетагильского педколледжа №1 продолжается…
В статусе колледжа
Мы продолжаем публикацию материалов об истории Нижнетагильского педагогического колледжа №1, посвященных 90-летнему юбилею.
Педколледж продолжал активно работать и развиваться и в трудные 90-е годы.
В 1993 году педагогическое училище возглавила Татьяна Алексеевна Савкина, которая руководила образовательным учреждением в течение почти 20 лет. Под ее началом образовательное учреждение достигло значительных успехов. Совместно с Нижнетагильским государственным педагогическим институтом был создан учебно-научно-педагогический комплекс для более качественной подготовки педагогических кадров со средним и высшим педагогическим образованием. В 1995 году Татьяну Алексеевну наградили знаком «Отличник народного просвещения», а в 2007 году ей было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
В 1995 году Нижнетагильское педучилище №1 было реорганизовано в Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нижнетагильский педагогический колледж №1», что дало возможность осуществлять профессиональную подготовку педагогических кадров для основного образования по математике, русскому языку и литературе. Студенты дополнительно получали знания в области музыкального воспитания, изобразительной деятельности, коррекционно-развивающего образования, иностранного языка, семейного воспитания.
Это был непростой период демографического кризиса, потребности в педагогических кадрах значительно уменьшились. Сократился и прием на ведущие специальности учебного заведения - «Дошкольное образование» и «Преподавание в начальных классах». Но сократившись количественно, в то же время значительно вырос уровень профессиональной квалификации педагогов педколледжа. По результатам первой аттестации 1995 года, 17 преподавателям присвоена высшая, а 58 – первая квалификационная категория.
В 1996 году почетное звание «Заслуженный учитель РФ» было присвоено преподавателю методики развития речи Людмиле Михайловне Низовцевой. В 2000 году лучшие педагоги колледжа были награждены народным знаком «Почетный работник среднего профессионального образования».
Введение новых государственных стандартов повысило уровень подготовки будущих педагогов, сделало их более конкурентоспособными на рынке труда. Более половины выпускников ежегодно приходят в школы и детские сады, чтобы посвятить в дальнейшем свою жизнь самой лучшей в мире профессии.
В 2000-е годы значительно расширилось социальное партнерство колледжа с образовательными учреждениями Горнозаводского округа. Успешно работало отделение повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов. Колледж открыл свои двери для учителей округа, желающих освоить программы дополнительного профессионального образования.
В 2003 году НТПК №1 стал центром квалификационных испытаний – именно здесь проходили аттестацию педагоги округа.
Реализуя инновационные образовательные программы, педагогический коллектив проводил проблемные семинары, научно-практические конференции для педагогов города и области, организовывал в выездные совещания в территориях по актуальным вопросам развития образования. Наряду с преподавателями, в научно-исследовательской и методической деятельности активно участвовали и студенты. Им было, что представить профессиональному сообществу: опыт участия в педагогическом отряде, методические находки по итогам летней практики в загородных лагерях, теоретические исследования актуальных проблем педагогики.
Педагогический колледж, пожалуй, одно из немногих образовательных учреждений, где и преподаватели, и студенты – коллеги. Поэтому в нем всегда, на протяжении всей истории, царила особая атмосфера сотрудничества и взаимопонимания.
Десять лет назад, в 2006 году, студенты НТПК №1 приняли обращение к тем, кто будет отмечать 100-летний юбилей колледжа. В нем были такие слова: «Трудно представить, что мы, сегодняшние, будем для вас историей. Пока мы готовимся стать педагогами, а через 20 лет нас уже не узнать – все станем заслуженными и маститыми. А сейчас мы молоды и счастливы, хотя и живем в непростое время. Мы спорим, сомневаемся, но идем вперед. Верим в будущее, мечтаем быть с вами вместе на 100-летнем юбилее!»
В это же время был написан гимн колледжа. Под торжественную музыку композитора Е.Сеславина в нем звучат строки:
Гимн восславит, с честью представит
Колледж наш первый, храм наук.
Собраны вместе ценности сердца, славься наш колледж, вечно живи!
Здесь наша дружба окрепла, и нужно,
Чтобы мы помнили юности свет.
Колледж Тагильский, ты незабвенен
Многие годы – тысячу лет!
Продолжение следует….
Свою основную задачу коллектив Нижнетагильского педагогического колледжа № 1 видит в создании целостной системы содержания, форм и методов воспитания, способствующей созданию воспитательного пространства колледжа, обеспечивающего формирование профессиональных, социально-значимых и личностно-творческих компетенций будущего специалиста, способного занимать ведущее место в современном обществе.
Материалы подготовила Е.К.Кириллова