25 января 2019 года в День российского студенчества в "Историческом музее "НТПК № 1" начинается новый экспозиционный проект - выставка одного экпоната. Это особая интересная практика презентации в открытом музейном пространстве отдельных объектов хранения или нового поступления, объем которых недостаточен для проектирования отдельной экспозии, или значение которых требует отдельной презентации.
В случае нового экспозицонного проекта каждым отдельным экспонатом месяца будет портрет известного педагога-ученого России или преподавателя "НТПК № 1". Большинство из экспонируемых объектов будут представлять собой авторский портрет, изготовленный собственноручно одним или несколькими студентами нашего Колледжа, как символ особого уважения и признания заслуг профессионала педагогического труда. Идея такого моно экспонирования представляет собой символичный "мостик" профессионализма от знаний, которые дает опытный педагог, новатор, ученый, через изучение студентами, изготавливающих его портрет, не только опыта его профессионального развития и разработанной педагогической теории, но и личностностного становления, к популяризации этих знаний для всех студентов и гостей "НТПК № 1" с последующим их применением в своей профессиональной практике.
Экпонирование портрета педагога с его краткой биографией будет производится в течение недели в фойе Колледжа, и до конца месяца в выставочном пространстве музея "НТПК № 1". Обратите внимание, что кроме экспонирования, в рамках проекта будут производиться отдельные интерактивные мероприятия, в форме опросов, кешингов, информационных квестов, профессиональных шарад и др.
К Дню российского студенчества проект будет открыт первым экспонатом - портретом Ивана Флоровича (Фроловича) Грацинского (1804—1887), педагогом положившим начало школьному женскому образованию на Урале, благодаря трудам которого каждая девочка, девушка и женщина, начиная с середины XIX века могла свободно получать образование.
Краткая биография
Сын сельского диакона, он окончил Рязанскую духовную семинарию (в «Биографическом словаре Загоскина» указывается, что с 1820 года он обучался ещё и в Казанской духовной семинарии). При содействии старшего брата, М. Ф. Грацинского, поступил на словесный факультет Казанского университета, окончив который с золотой медалью, 24 августа 1823 года вступил на действительную службу в Первой Казанской гимназии, сначала — исправляющим должность комнатного и больничного надзирателя, затем учителем среднего латинского класса. В университете он был помощником инспектора студентов, в 1828—1829 годах был репетитором всеобщей географии, а в 1831—1833 годах ему было поручено преподавание в университете всеобщей и российской географии. С открытием в 1835 году 2-й Казанской гимназии он был назначен в ней старшим учителем истории и статистики. В 1837 году Грацинский был назначен инспектором Симбирской гимназии, а в 1844 году, с 29 июня — директором Пермской гимназии и занимал этот пост почти до самой смерти. Гимназия сильно пострадала в пожаре 1842 года и практически лежала в развалинах. И. Ф. Грацинский добился выделения из казны средств на восстановление здания и строительство второго корпуса, где разместились церковь Благовещения и пансионат на 29 человек. Восстановление здания было закончено в 1851 году и второй корпус, по Петропавловской улице, был открыт 25 марта 1862 года; 22 октября 1862 года, благодаря его усилиям, было создано Братство святого Стефана для помощи малоимущим учащимся, учреждены стипендии для них. С 1 января 1864 года он — действительный статский советник. В 1873 году удостоен звания почётного гражданина Перми. 1 января 1884 года вышел в отставку и скончался 6 мая 1887 года. Был похоронен на кладбище при кафедральном соборе.
За успехи в своей профессиональной деятельности, верность и служение Родине был удостоин пяти государственных наград:
- Орден Святой Анны 2-й ст. (1854)
- Орден Святого Владимира 3-й ст. (1861)
- Орден Святого Станислава 1-й ст. (25.12.1867)
- Орден Святой Анны 1-й ст. (1873)
- Орден Святого Владимира 2-й ст. (1876)
Был женат, с 19 января1847 года, на дочери коллежского асессора Марье Ивановне Дубровиной.
Родившись буквально вместе с началом XIX века - 13 января 1800 (по некотрым данным - 1804) года, Иван Флорович (Фролович) Грацинский своей любовью к профессии, целеустремленностью в создание условий для развития всех слоев носиления и системы образования в целом, доказал, что верность и уважения к собственному профессиональному труду может изменить не только собственную жизнь, но и жизни окружающих: помочь нуждающимся, развить прогресс, отказаться от стереотипов, а в целом совместным трудом создавать будущее. Сегодня в это трудно поверить, но по историческим свидетельствам даже в 1895 году большинство женщин в России не имели собственного паспорта и были указаны только в документах отца или мужа. А по архивным свидетельствам в 1905 году на территории современного Нижнего Тагила 89% женщин были абсолютно неграмотными и не умели считать и писать даже отдельные буквы. Но между тем по инициативе Ивана Флоровича (Фродовича) уже с 1837 года на Урале введена первая практика школьного женского образования, при чем малоимущим студенткам, он добился выплат стипендий для содержания самих себя и ежедневного питания. Проведенный до начала этой вытсавки в официальной группе "КолледжLive" в социальной сети "вКонтакте" опрос показал, что 87,83% респондентов из числа современных девущек-студенток считают безусловной необходимость профессионального образования, однако оставшиеся участники опроса сомневаются в такой объективной потребности и обосновывают ее лишь финансовыми причинами или отсутствием содержания со стороны супруга. Интересно, что не смотря на отсутствие острой необходимости в массовом женском образование в начале XIX века, почти 200 лет назад учитель географии из Перми уверенно возразил бы сомневающимся и четко обосновал такую насущую потребность, потому что иначе не возможно развитие будущего, так как женщина воспитывает это самое будущее не только семьи, но и всей страны в целом через своих детей, а будучи неграмотной какие цели она поставит перед ними, какие перспективы спроектирует, чем сможет помочь. Возможно, он как уже практикующий педагог более точно отдавал себе отчет в значимости профессиональной деятельности и именно поэтому часто говорил:
"Живу я вместе с XIX веком и делаю все, чтобы дать будущее XX-му!"
Биографический словарь профессоров и преподавателей
Императорского Казанского университета: За сто лет (1804—1904) :
в 2 ч. / Под ред. заслуж. орд. проф. Н. П. Загоскина. Ч. 1. — Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1904.
Участвуйте в нашем проекте и познавайте мир своей профессиональной деятельности!
Информация предоставлена
Куприяновой Галиной Викторовной,
заведующей отдела конкурсных программ и проектов
в статье использованы материалы:
"Живу вместе с веком…" // Местное время. Пермская областная общественно-политическая газета. 2003. 3 сент