WorldSkills Russia – это такая лаборатория развития и высокой оценки профессиональных компетенций молодого специалиста. Но важно понимать основные концептуальные основы, о которых часто мы все забываем в этой соревновательной гонке и в своем желании победить, которой подвержены все участники любого Чемпионата:
- Чемпионат – это организационная форма проверки только технологических компетенций, а вовсе не всей их совокупности, которая указана в Федеральном государственном образовательном стандарте;
- Чемпионат – это площадка для развития профессиональных компетенций рабочих профессий, поэтому педагогические компетенции в нем оцениваются только с точки зрения техники, когда содержание не имеет значение, им как бы участник наполняет рамку из технологий, формы, методов и средств, которые сам выбирает;
- Чемпионат – ставит представителей педагогических специальностей в самые сложные условия, потому что наши профессии самые вариативные и в отличие от укладки кирпичной стены, результат педагогической деятельности зависит от множества, чаще всего мало контролируемых условий ‑ от неопределенного возраста обучаемых, технологических различий УМК, множества учебных предметов, отсутствия или ограничения дидактических средств до самого элементарного, попадется ли среди участников конкурсного задания левша или нет, поэтому нужно каждому субъекту подготовки от педагога-тренера до самого участника четко понимать, что как и в реальной профессиональной практике полностью быть готовым к выполнению задания до его получения на Чемпионате нельзя, даже спроектировав и выучив 34 технологических карты как для участника по компетенции «Преподавание в младших классах» всего для одного конкурсного задания;
- Чемпионат – это саморазвитие и только саморазвитие, педагог-тренер и эксперт лишь консультанты, на конкурсной площадке это уже соревнование, прежде всего самого с собой и никак иначе, поэтому либо участник овладеет педагогической техникой и прежде всего ее самоконтролю в соответствии с критериями, либо он не конкурентоспособен.
Каждая образовательная организация ищет все новые и новые способы подготовки своих конкурсантов к этому Чемпионату, и такие профессиональные поиски тоже способствуют, в конечном счете, развитию профессиональных компетенций и педагогов и студентов. В этом году в ГБПОУ СО «НТПК № 1» была введена новая форма такой подготовки – серия мастер-классов от педагогов-тренеров по каждому отдельному конкурсному заданию. О своих собственных результатах мастер-классов каждый педагог-тренер расскажет в новостных постах сам. Но так как мой мастер-класс был первым, я начну описывать свой, сразу скажу, новый опыт, а свои размышления и выводы уже опишу в блоге движения WSR в нашем Колледже.
Об этом мало кто думает и в теории и методиках кроме продуктивных видов деятельности, нигде не изучаются особенности организации и проведения именно мастер-класса как дидактической формы, а многое, что проводится как мини учебное задание гораздо короче классического, часто называют мастер-классом, хотя у него есть очень четкие организационные отличия (не думайте, что это образовательная статья, просто конкурс Чемпионата, в котором я являюсь педагогом-тренером, предполагает как раз проведение мастер-класса, поэтому мне важно, еще раз повторить их):
- МК всегда кратен по времени, которое определяет сам мастер;
- МК всегда проводится в малой (1-6 человек) или максимум в средней (7-15 человек) группе, коллективных форм МК не существует;
- МК всегда предполагает получение продукта деятельности как материального так и не материального;
- МК, всегда предполагая получение продукта деятельности, обучает между тем техники выполнения этой деятельности, а вовсе не получения очень четкого продукта, продукт ‑ лишь средство и не более;
- МК всегда предполагает, что сам продукт или его качества могут быть изменены, при этом структура МК, его цель и результат не изменятся;
- МК всегда предполагает, что все кто участвуют в нем, на равных являются участниками активной деятельности, зрителей в нем быть не может, но деятельность участников может быть разной;
- МК всегда предполагает, что участниками могут быть представители разных возрастных групп, разного уровня теоретических знаний и практических умений выполнять ту деятельность, которую мастер предлагает;
- МК – это всегда новое знание, иначе в нем нет смысла;
- МК всегда предполагает обязательную интеграцию между коллективными формами и индивидуальной работой мастера с каждым участником;
- МК всегда проводится лучшим профессионалом именно в этой деятельности, поэтому его и называют мастером;
- МК предполагает, что педагогический стиль, характер и искусство общение во многом определяет качество результата деятельности, поэтому МК относится к формам, а не является образовательной технологией и не гарантирует получение результата.
При всей внешней простоте мастер-классов, а именно так легко и просто должна выглядеть работа настоящего мастера, это наисложнейшая организационная форма среди всех форм обучения. В моем же случае как для педагога-мастера усложнялась сама организация этого этапа подготовки к Чемпионату WSR еще рядом дополнительных условий:
- очень сложно спланировать мастер-класс о мастер-классе с показом мастерства как вести мастер-класс, проводя при этом как бы другой мастер-класс;
- даже теоретически сложно представить как совместить педагогическую трактовку для студентов, перед которыми происходит мастер-класс с продуктивным видом деятельности, где понятен, по сути, только результат, а педагогическое мастерство воспринимается как спектакль, внешне не техника мастера кажется главным, а то что делают участники;
- мастер-класс с деятельностью прикладного характера всегда проводится в малой группе, иначе это сделать не реально физически, но тогда априори появляются зрители и общая совокупность участников становится больше 15 однозначно, то это уже не участники, а пассивные зрители спектакля и активные зрители продуктивной деятельности, но, ни те, ни другие не участники анализа педагогической технике;
- не одна техника продуктивных видов деятельности, которая изучается в начальных классах не бывает продолжительностью в 5 минут, даже сложение бумаги, по той простой физической причине, что простейшее практическое действие любого человека кратно как раз 5 минутам от объяснения, до выполнения и контроля качества, а в итоге конкурса «Научу за 5 минут!» нужно получить продукт деятельности, именно поэтому этот конкурс экспертным сообществом с будущего года снимается с Чемпионата;
- мастер-класс во многом зависит от личностных качеств мастера и только от этого, не каждый человек мастер деятельности прикладного характера, и у студентов нет достаточного уровня компетенции, чтобы полностью интерпретировать мою педагогическую технику под свои личностные качества, и если я покажу им свое видение как нужно выполнять это конкурсное задание, они захотят скопировать, а копия – это провал на Чемпионате, потому что там нужна техника с демонстрацией своих профессиональных умений и только своих, повторить чужие невозможно;
- мастер-классы по продуктивным видам деятельности самые дорогостоящие и даже для 6 человек в среднем выходят при расчете затрат на закупку материалов, инвентаря, приспособлений в 800 рублей и времени на предварительную подготовку не менее 3 часов.
Исходя из этих противоречий, чтобы их решить я применила следующие педагогические технологические приемы:
- в качестве зрителей на мастер-класс попадало несколько групп, их нужно было разделить не более чем по 10 человек на мастер-класс, значит площадка должна быть не одна, а в расчете на среднее количество студентов ‑ 5;
- по условиям конкурсного задания, обучение проводится только максимум для 6 участников, значит, более их быть не должно, иначе демонстрация будет не объективной, значит должно быть не менее 30 обучающихся;
- участниками мастер-класса «Научу за 5 минут» не могут быть студенты, иначе все они не будут находится в одних условиях, что уменьшит результативность самого мероприятия подготовки, значит необходимо пригласить обучающихся начальной школы и лучше разного возраста;
- условия проведения мастер-класса должны быть максимально приближены к условиям Чемпионата, где может не быть доски, учебная мебель может быть какая угодно, площадка открытая, где вокруг в любой момент может быть много народа, случайно проходящих мимо, создающих шум, где может не быть окна, и дверей и стен, любые непредсказуемые условия, поэтому нужно было подготовить площадки так, чтобы были везде разные условия работы;
- условия конкурсного задания Чемпионата предполагают не только само проведение мастер-класса, но и оценку подготовки и даже уборки площадки с соблюдением всех норм техники безопасности и санитарных требований, при чем в ограниченное время – 10 минут на подготовку, 5 минут на демонстрацию, 5 минут на уборку, значит нужно было и эти этапы демонстрировать на мастер-классе студентам;
- студенты в ходе мастер-класса должны сконцентрироваться именно на анализе педагогической технике, абстрагируясь от антуража и мастерства театральной подачи, а четко понимая соответствует или нет деятельность мастера требованиям Чемпионата по предлагаемым критериям;
- нужно было спроектировать так содержание мастер-класса, чтобы уменьшить желание копировать технику, а искать именно свое решение данного конкурсного задания.
Решение всех этих задач было простым:
- 5 разных площадок: большое помещение 106 кабинета с приглушенным освещением, квадратное пространство 113 кабинета с ярким дневным и искусственным освещением, меньшее по размеру пространство 203 кабинета с одноместными партами, открытое с двух сторон пространство рекреации 2-го этажа, открытое с 3-х сторон и сильно вытянутое вдоль пространство в Историческом музее, где 6 рабочих мест поперек нельзя поставить в принципе;
- участниками, с которыми выполняется конкурсное задание ‑ являлись обучающиеся МБОУ СОШ № 50 с 1 по 4 класс, разделенные на 5 групп ровно по 6 человек, как и в условиях Чемпионата;
- мастер-класс выполнения конкурсного задания Чемпионата был разделен на 4 этапа: подготовительный с подробным инструктажем студентов-участников как настоящих экспертов WSR и объяснением всех критериев объективных и субъективных оценок; сама демонстрация от подготовки до уборки площадки; оценка студентами-участниками как экспертами мастера как участника Чемпионата по протоколам Чемпионата; самоанализ и диалоговый анализ мастер-класса со студентами;
- организация и проведение мастер-класса не только мной как мастером, но и студентами, которые имеют опыт проведения мастер-классов по продуктивным видам деятельности на городских различных мероприятиях или участвовали уже в Чемпионате на одном из уровней;
- организация мастер-класса абсолютно разными личностями по характеру, стилю управлению, стратегии организации педагогического взаимодействия, чтобы был полный спектр и вариации для анализа: моя стратегия – интерактив, мое основное средство управления – интерес обучающихся, стиль управления – демократичный, поэтому мастер-классы где участники на равных с мастером мне особенно удаются, мой основной педагогический прием – юмор, но я работаю на своей природной сильной харизме и всегда реализую научный подход; Демьян Анатольевич (43 группа) так же работает на своем природном артистизме, уже демонстрировал данный мастре-класс трижды только на соревнованиях, он управляет более жестко, не концентрируется на мелочах, что свойственно мужчине, но абсолютно не приемлемо для методике продуктивных видов деятельности, но зато профессионально применяет экспромт и легко ориентируется в изменяемых условиях, единственный недостаток – дистанцируется от обучающихся и так как продуктивные виды деятельности совсем не его, сильно волнуется и это чувствуется; Раиса Владимировна (43 группа) – очень скрупулезна, точна, ее действия прямо выверены и рассчитаны, но волнение иногда сильнее техники, и четкий технологизм не всегда достаточное условие для победы в Чемпионате, где все умеют так же хорошо как и ты, хотя для соблюдения критериев – это отличное качество; Анжелика Викторовна (43 группа) – владеет методом инструктажа, умеет работать в ритме и контролировать обучающихся, великолепно владеет техникой выполнения, но ограничивает свой диалог с детьми, немного закрыта из-за чего иногда теряет контакт с участниками мастер-класса; Алена Александровна (43 группа) – открытие прошлого года для меня, в это мероприятие она попала случайно, просто потому, что за 2 часа до этого заболела Дарья Кириллова (303 группа), она создает очень мягкую обволакивающую атмосферу, имеет правильное чувство меры при совмещение научной и теоретической информации с практической работой, приятный голос, четкий темп, хорошую технику при том, что как будто не имеет явный собственный стиль педагогического управления, и, конечно же, стрессоустойчива, умение легко работать в изменяемых условиях;
- разные техники продуктивных видов деятельности: сугубо научный эксперимент по изготовлению струнного музыкального инструмента, схожие техники чеканки на металлизированной фолге и тиснения инновационной пергаментной бумаги, логическая 3D игра, и сложение движущейся модели танка на механической передачи;
- разные приемы решения задачи педагогической техники, как научить операциям изготовления, если они длиннее 5 минут изначально: дифференциации продукта, уменьшение объема работ до 1 простейшего механического действия, замена технологических операций одним завершающим их этапом, использование заготовки, использование инновационных инструментов и материалов, значительно упрощающих этапность изготовления.
Вот такой сложнейший в организации мастер-класс, в ходе которого каждому из нас было необходимо 5 раз продемонстрировать выполнение одного и того же конкурсного задания Чемпионата «Научу за 5 минут» при чем в режиме нонстопа, потому что младшие школьники не меняли площадки, студенты-эксперты не меняли площадки, зрители не меняли площадки, и только мы как мастера переходили по кругу с одной площадки на другую. Это еще одно дополнительное условие, требующее колоссальной выносливости, такой же которая потребуется на самом Чемпионате. А для студентов, по мимо заполнения экспертных листов было необходимо выявить какие заранее запланированные ошибки каждый из нас совершил в ходе демонстрации, и совершенно случайно добавленную еще одну, так как на одной из площадок оказался обучающийся с ведущей левой рукой, и целенаправленно по специальной договоренности никто из мастеров не стал его пересаживать, хотя по условиям санитарных норм это необходимо было сделать. Так студенты, выполнявшие роль экспертов, должны были быть особенно внимательные к происходящему и не ослаблять внимание все время пока шли 5 мастер-классов друг за другом.
Все получилось только благодаря четким и сплоченным действиям всех участников этого большого мастер-класса. Безусловно, это очень важный опыт для каждого, но далеко не последний этап подготовки. Все-таки Чемпионат, на то и Чемпионат, что массовых результатов, как и в спорте высоких достижений, здесь не бывает, демонстрация как и лекция дает самый низкий показатель результативности, поэтому через аналогичные процедуры пройдут все студенты 3 курса в ходе предварительного этапа внутриколледжного Чемпионата WSR по компетенции «Преподавание в начальных классах» и в рамках учебных занятий 4 курсы, только это уже будет смена педагогических ролей и включение в деятельность не только обучающихся начальных классов, но и волонтеров.
Подготовка только начата! Алена, Анжелика, Демьян и Раиса благодарю Вас за помощь в организации данного мастер-класса и поздравляю с успешным прохождением профессиональной пробы по стандартам WSR, студентов 3 курсов за профессиональную работу экспертов, особенно Татьяну Курочкину (32 группа), единственную обратившую внимание на нарушение режима работы для обучающегося с ведущей левой рукой, педагогов МБОУ СОШ № 50 и лично педагога-организатора А.М. Шарапову за помощь в организации обучающихся как участников мастер-класса, и обучающихся Городского оздоровительного лагеря, которые с большим удовольствием участвовали во всех мастер-классах и доставляли нам массу удовольствие в ходе работы с ними!
Ну и немного фотографий от Игоря Вячеславовича, которые даже не требуют комментариев.
Информация предоставлена
Куприяновой Галиной Викторовной
заведующим отделом
конкурсных программ и проектов