В профессиональной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения специфичными социальными феноменами являются игра и игровая культура.
Важным компонентом МДК 02.01 «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста» и МДК 03.02 «Теория и методика развития речи у детей» - формирование у студентов (будущих педагогов ДОО) игровой компетентности, что позволит им в дальнейшей профессиональной деятельности осуществлять руководство игрой с научных позиций.
Деятельностный компонент игровой компетентности воспитателя представляет собой развернутые умения осуществлять педагогическую деятельность в контексте требований ФГОС ДО по созданию условий для становления и развития предметной, игровой деятельности детей на основе осознанного и произвольного конструирования педагогом своей профессиональной деятельности.
К наиболее значимым умениям будущего воспитателя можно отнести умения играть, целенаправленно строить, развивать, менять, контролировать, анализировать и рефлексировать как собственную игровую деятельность, так и игру других людей.
В 104 группе по специальности 42.02.01 "Дошкольное образование" по МДК 02.01 «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста» и МДК 03.02 «Теория и методика развития речи у детей» прошли практические занятия по организации игровой деятельности с детьми дошкольного возраста. Руководителями образовательного процесса являлись Михеева М.В. и Нижникова В.Г.
Задача студентов состояла в том, чтобы организовать предметно-пространственную среду для проведения сюжетно-ролевой и дидактической игры по речевому развитию детей раннего и дошкольного возврата возраста по технологическим картам, которую они составили на основе Инновационной программы "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
Для формирования игровой компетентности для проведения сюжетно-ролевой игры была выбрана вторая младшая возрастная группа (3-4 года). Для проведения дидактической игры по речевому развитию детей была выбрана первая младшая группа (2-3 года).
Основными критериями оценки практической деятельности являлись:
1. Соответствие требованиям данному виду планирования;
2. Грамотность формулировки цели и задач;
3. Соответствие задач цели игры;
4. Определение позиции педагога в игре;
5. Разнообразие методов и приемов;
6. Подготовка к самостоятельной игре детей.
Студенты 104 группы отлично справились с поставленными задачами. Был подобран богатый дидактический материал. Несмотря на то, что проведение осуществлялось в рамках аудитории в колледже, студенты максимально приблизительно смогли воссоздать атмосферу детского сада. В аудитории царила атмосфера творчества, сотрудничества и доброжелательного отношения. Процесс проведения сюжетно-ролевой и дидактической игры по речевому развитию детей студентам позволил не только побыть в роли воспитателей, но побыть в роли детей.
Конечно, не обошлось и без трудностей, которые возникли у студентов. Основная проблема состояла в том, что было трудно перейти от позиции педагога к позиции партнёра по игре. Студентки забывали о том, что нужно побуждать детей к действию не с помощью прямых методов и приёмов, а с помощью косвенных. Например, создание игровых проблем, создание воображаемой ситуации, ролевое участие педагога в процессе игры, ролевой диалог, сюжетно-смысловая ситуация по телефону и т.д.
В процессе практической деятельности была осуществлена фотосъёмка, с помощью которой можно окунуться в атмосферу детского сада и оценить степень сформированности игровой компетентности будущего воспитателя.
Информация подготовлена преподавателями: Михеевой М.В., Нижниковой В.Г. и студенткой 104 группы Безгодовой Н.