Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современности – рыночным отношениям. Ребёнок уже с малых лет ежедневно слышит такие понятия, как деньги, цены, магазин, банк, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Поэтому в дошкольных образовательных организациях, активно разрабатываются рабочие программы по финансовой грамотности для дошкольников.
В марте 2021 года к Центру ДПО НТПК № 1 обратились специалисты Управление образования Ирбитского муниципального образования организовать курсы повышения квалификации для работников дошкольных образовательных учреждений Ирбитского района по теме «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
Преподавательский состав в лице: Мамоновой Надежды Владимировны, Толмачевой Юлии Сергеевны, Нехорошевой Анны Сергеевны активно включился в обучение слушателей, передавая свой немалый педагогический, методический опыт, свои коллосальные знания в данной области, для того чтобы воспитатели детских садов смогли по итогу курсов разработать свои рабочие программы по финансовой грамотности.
63 воспитателя из 14 детских дошкольных образовательных учреждений Ирбитского района прослушивали лекции по экономике, участвовали в методических семинарах, разрабатывали свои рабочие программы, которые успешно смогли защитить в начале июня.
Разработанные по итогам работы Рабочие программы педагогов учитывают принцип интеграции образовательных областей, практико-ориентированное взаимодействие всех участников процесса и мотивации ребёнка. Педагогами в форме таблиц представлено календарно-тематическое планирование программы, рассчитанное на 2 года, перечень необходимой литературы и пособий. Несомненной заслугой авторов программ является то, что при планировании указаны не только их тематика и задачи, но и используемые методы, приёмы и формы организации образовательного процесса, программно-методическое обеспечение, рекомендуемые виды деятельности, а также ожидаемые результаты. Актуально планирование сотрудничества с родителями воспитанников.
Каждая программа учитывает реальную наполняемость развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения, отражает территориальные особенности учреждения. Так, например, при изучении финансовых понятий блока «Труд и продукт» изучаются специфические профессии сельской местности и их результаты труда.
В разработанных тематических планах Программ учитываются традиционные и инновационные технологии формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Например: сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Сбербанк» и т.д.); развивающие диалоги, тематические беседы, ситуационные задачи («Мои домашние обязанности», Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо» и т.д.); интерактивные мини-спектакли; Веб-квест «Путешествие с Гномом по Денежному городу»; виртуальные экскурсии (банк, рынок и т.д.); чтение художественное литературы (Сказка «Трудовые деньги». Рассказ «Отец и сын» и др.) и другие не менее интересные формы, методы, приемы и средства организации образовательных мероприятий.
Дополнительные Рабочие программы дошкольных образовательных учреждений Ирбитского района по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста: «Экономика-малышка», «Путешествие Буратино в страну экономики», «Азбука финансов», «Детки-монетки», «Путешествие Гнома Эконома» и другие, получили положительные рецензии преподавателей курса и рекомендации к дальнейшей реализации. Желаем успехов и продуктивной творческой работы!
Информация предоставлена:
руководителем ЦДПО Перезоловой М.Е.,
преподавателями кафедры «Дошкольное образование»
Толмачевой Ю.С., Нехорошевой А.С.