Областная научно-практическая конференция «Профессиональное воспитание: от педагогического наследия к педагогическим форсайтам»

   

    27 апреля 2022 года в ГАПОУ СО «НТПК № 1» состоялась юбилейная Областная научно-практическая конференция «Профессиональное воспитание: от педагогического наследия к педагогическим форсайтам» с целью обсуждения основных проблем и перспектив развития профессионального воспитания на основе актуализации отечественного педагогического наследия, анализа инновационных подходов и вызовов будущего, представления опыта организации воспитательной работы.

       В каждом из трех блоков конференции приняли участие более 200 человек со всей Свердловской области.

       Пленарное заседание было посвящено вопросам профессионального воспитания как основе становления будущего профессионала.

     В приветственном слове к участникам Наталья Геннадьевна Никокошева, директор ГАПОУ СО «НТПК № 1», кандидат педагогических наук, обратила внимание на несомненную актуальность определения проблемного поля, связанного с реализацией программы и механизмов профессионального воспитания будущих педагогов. В преддверии празднования 95-летнего юбилея колледжа, Наталья Геннадьевна поделилась с гостями конференции уникальным опытом реализации системы профессионального воспитания молодежи, сочетающим в себе лучшие традиции поколений педагогов нашего колледжа.

      Активное участие в пленарном заседании приняли: Вера Алесеевна Артегова (отдел высшего образования и развития педагогических кадров Министерства образования и молодежной политики Свердловской области); Иерей Андрей Брагин (руководитель отдела образования Нижнетагильской епархии); Изабелла Станиславовна Огоновская (советник министра образования Свердловской области, председатель Ассоциации преподавателей права Свердловской области, доцент специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета, кандидат исторических наук); Марина Валерьевна Бывшева (кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», директор центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников). Выступающие говорили о важности и необходимости поиска современных механизмов воспитания будущих профессионалов, обозначили векторы успеха в их реализации.

       Марина Валерьевна Котегова, заместитель директора по развитию содержания образования ГАПОУ СО «НТПК № 1», идеолог и разработчик интерактивных блоков конференции представила участникам информацию о работе форсайт-сессий и мастерских.

       По завершении пленарного заседания работа продолжилась в формате педагогических форсайт-сессий.

       На форсайт-сессии «Время взрослеть» обсуждались подходы и способы развития экзистенциональных навыков (self-skills) в традиционных и новых видах воспитательно-значимой деятельности. Модераторами выступили преподаватели общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей ГАПОУ СО «НТПК № 1» Венера Федоровна Чудинова и Юлия Сергеевна Толмачева. В работе сессии участники в интерактивном формате соотносили предложенные техники в три базовых навыка self-skills: самоопределение, самообразование, самоорганизация, чтобы сформировать способность заботы о себе в контексте здоровьесберегающего направления профессионального воспитания. Команда форсайта из преподавателей, студентов, гостей, а также волонтеры 35 группы (Носова А., Окишор А.) взаимодействовали через систему интерактивного голосования Mentimeter, инструмент «самостроительство» self-skills с помощью конструктора ЛЕГО, а также работа с рабочими тетрадями и личным трекером self-skills. В итоге сложилась продуктивная творческая атмосфера, наполненная смыслом формирования экзистенциальных навыков в профессиональном воспитании.

       Форсайт-сессия «Время первых!» была посвящена подходам к развитию кроссконтекстных, универсальных навыков (soft-skills) в бизнес-ориентирующем направлении профессионального воспитания студентов. Модераторами сессии выступили Татьяна Анатольевна Черкасова и Светлана Александровна Неймышева. Участниками форсайт-сессии стали учителя школ города, преподаватели колледжа и студенты 302 группы специальности «Преподавание в начальных классах». Главный вопрос, который стоял перед участниками сессии, можно сформулировать так: «Что нужно сделать уже сейчас, чтобы функционально грамотный студент был успешен и конкурентоспособен в будущем?» Для ответа на главный вопрос были рассмотрены разные аспекты реализации бизнес-ориентирующего направления воспитания через атлас профессий и формирование функциональной грамотности. Оксана Сергеевна Коноплева рассказала, с какими трудностями сталкивается современная молодежь при формировании читательской грамотности, какие пути решения проблем существуют и какими компетенциями должен обладать грамотный человек. С Надеждой Владимировной Мамоновой обсудили бизнес-проекты и мероприятия, направленные на формирование функциональной грамотности молодежи. С С.А. Неймышевой и Т.А. Черкасовой рассмотрели вопросы формирования математической и информационной функциональной грамотности. Опытом личного участия в инициативах Федеральных проектов и конкурсов поделилась с участниками Ирина Владимировна Култышева. Она рассказала об успешном участии студентов колледжа под руководством Ирины Владимировны в масштабном проекте Всероссийского уровня «Большая перемена» и о подготовке студентов к Всероссийскому профессиональному конкурсу «Флагманы образования». Также Ирина Владимировна поделилась успешным опытом личного участия в проектах различного уровня. Студенты 33 группы выступали в роли волонтеров и также приняли участие в обсуждении актуальных вопросов. Итогом работы стал проект плана мероприятий по развитию бизнес-ориентирующего направления профессионального воспитания студентов через формирование финансовой, читательской, математической и информационной грамотности, которые помогут сформировать креативное мышление, научат генерировать бизнес-идеи, освоить навыки бизнес-проектирования будущего профессионала.

         На форсайт-сессии ««На пути к успеху!» О формировании контекстных, специализированных навыков (hard-skills) в условиях мастерских и чемпионатного движения» (модераторы: Анастасия Сергеевна Цепова и Ольга Викторовна Худякова, преподаватели ГАПОУ СО «НТПК № 1») участникам конференции было предложено временно погрузиться в роль специалиста-проектировщика траектории будущего. Команда форсайта объединила силы опытных педагогов-стажистов профессиональных образовательных организаций области, молодых профессионалов и студентов выпускных групп, которые спроектировали развитие системы профессионального воспитания через реализацию проектов WorldSkills с помощью интерактивного инструмента – скрайбинг. В ходе форсайта участники обсудили перспективы реализации программ воспитания в условиях метатрендов, стремительного развития рынка труда и спрогнозировали изменение современных механизмов профессионального воспитания с учетом возможностей мастерских. С помощью платформы интерактивного голосования Mentimeter проектировщики определили возможные изменения в контекстных навыках профессионала будущего, в качестве основных характеристик которых выделили мобильность, готовность к быстрому развитию и трансформацию. По итогам работы каждый участник получил возможность живого профессионального общения, обмена опытом, обсуждения интересующих вопросов, а также пополнить копилку новых инструментов, которые могут применяться в современной педагогической практике. В качестве вывода были выделены новые вызовы, к которым должен быть готов выпускник.

        В работе педагогических мастерских модераторами были созданы условия для обсуждения реализации современных проектов в направлении воспитания.

        На технологической мастерской «Проектная деятельность будущих специалистов как ресурс профессионального воспитания» (модератор Маргарита Васильевна Михеева, заведующий кафедрой дошкольного образования ГАПОУ СО «НТПК №1») гостям конференции было предложено поучаствовать в создании интегрированной модели реализации проектной деятельности в ходе подготовки специалиста. Спикеры мастерской: Будылева Н.В., Кузина О.Е.,Култышева И.В,Михеева М.В., Неймышева С.А., Нехорошева А.С., Нижникова В.Г., Руш О.В., Седышева Л.Г., Толмачева Ю.С., Фарафонова Е.С. дали ответ на вопрос: «Действительно ли проектная деятельность может быть ресурсом профессионального воспитания будущих специалистов?», представили опыт работы с проектами, отметили положительные результаты проектной деятельности в образовательных организациях, обсудили волнующие вопросы и перспективы развития. По итогам слаженной работы удалось создать единую модель профессионального стартапа проектной деятельности как компонента системы профессионального воспитания.

         Для педагогов, реализующих проект социального партнерства в воспитании, была организована сетевая мастерская: «Освоение внешней социокультурной среды как ресурс профессионального воспитания» (модератор Ирина Викторовна Елистратова, зав. кафедрой начального образования ГАПОУ СО «НТПК № 1»). Спикеры представили опыт освоения внешней социокультурной среды в рамках реализации разных направлений профессионального воспитания: в области развития карьеры, гражданско-патриотического, культурно-творческого и других. Интересным опытом поделились с коллегами: Наталья Владимировна Кравченко, преподаватель колледжа; Елена Михайловна Климина, педагог-организатор ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терешкина» г. Лесной; Юлия Александровна Шмелева, педагог-организатор ГАПОУ СО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж». Также участники мастерской обсудили перспективы взаимодействия в профессиональном педагогическом сообществе г. Нижний Тагил и г. Лесной, и спроектировали под руководством Ирины Викторовны единую модель освоения студентами СПО внешней социокультурной среды.

         В качестве спикеров на площадке «Мастерская качества. Персонифицированный подход в воспитании как гарант качества образовательных результатов» (Модератор Галина Алексеевна Ершова, преподаватель ГАПОУ СО «НТПК №1») выступили: Михаил Мягков – главный координатор СППО «Docendo Discimus»; Надежда Владимировна Мамонова – преподаватель ГАПОУ СО «НТПК №1»; Венера Фёдоровна Чудинова – преподаватель ГАПОУ СО «НТПК №1», куратор 204 группы; Ольга Владимировна Мусина, заместитель директора по СПР и ВР ГАПОУ СО «НТПК №1», куратор 103 группы; Наталья Игоревна Толова, педагог-психолог МАОУ СОШ №5 с углублённым изучение отдельных предметов им. Г. Н. Зайцева; Оксана Николаевна Щавлева, зав. педагогической практикой, куратор 303 группы, а также студенты выпускных групп. В ходе диалога каждый из спикеров и участников площадки поставили перед собой цель: обсудить вопрос «Действительно ли персонифицированный подход в воспитании является гарантом качества образовательных результатов?» и осуществить взаимообмен практиками, опытом персонифицированного подхода и субъектной деятельности студентов, студенческих и педагогических сообществ, преподавателей. После завершения обсуждения реализации персонифицированного подхода были определены механизмы взаимодействия студентов и педагогов.

         На подведении итогов все участники конференции предложили свои инсайты, главная идея которых отразилась во фразе Бориса Крутиера, автора антологии российского афоризма, «Будущее приходит значительно быстрее, если идти ему навстречу». Гости конференции отметили новаторские подходы к реализации программы воспитания, остались довольны продуктивной и слаженной работой и отметили ее практическую пользу.

Информация предоставлена:

Котеговой М.В.,

Цеповой А.С.,

Худяковой О.В,

Толмачевой Ю.С.,

Неймышевой С.А.,

Михеевой М.В.,

Мягковым М.