Демонстрационный квалификационный экзамен по ПМ 02: приоритеты образовательной политики в системе СПО и объективная реальность для подготовки менеджера СКД

   Одним из концептуальных нововведений ФГОС СПО является демонстрационный экзамен, предназначением которого становится изменение требований к задачам и процедурам оценки достижений обучающимися результатов освоения образовательной программы. В соответствии с данным требованием сегодня разрабатываются программы о внедрении такой формы государственной итоговой аттестации, однако в качестве пилотных проектов подобные формы апробируются и на квалификационных экзаменах по профессиональным модулям. Решением данной задачи, поставленной Администрацией перед каждой кафедрой ГБПОУ СО "Нижнетагильский педагогический колледж № 1", на кафедре "Социально-культурная деятельность" было проведение квалификационного экзамена по профессиональному модулю 02 "Организация культурно-досуговой деятельности" в демонстрационной форме. Разработка концепции и содержания программы квалификационного экзамена осуществлялась коллегиально на заседаниях кафедры, итоговую разработку программы и ее оформление осуществила Анна Юрьевна Петрова, преподаватель профессиональных дисциплин I кваллификационной категории, педагог-организатор отдела по воспитательной работе.

   Состав экзаменационной комиссии:

  • Дурницина Екатерина Александровна, председатель комиссии, представитель работодателя МБУ "Городской дворец молодежи" города Нижний Тагил
  • Куприянова Галина Викторовна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей I квалификационной категории, заведующий отделом конкурсных программ и проектов
  • Петрова Анна Юрьевна, преподаватель профессиональных дисциплин I кваллификационной категории, педагог-организатор отдела по воспитательной работе

   В качестве независимых экспертов как представители работодателей, имеющие право участвовать в дискуссии с экзаменующимися, демонстрации фрагмента их мероприятия им как заказчикам и итоговом публичном анализе результатов совместно со студентами, выступили:

  • Авдеева Юлия Александровна (ИП Ю.А. Авдеева)
  • Брилев Роман Владимирович (МБУК "Нижнетагильский театр кукол")

   Проверяемые в ходе квалификационного экзамена компетенции:

   общие компетенции:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
  • ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

   профессиональные компетенции:

  • ПК 2.1. Обеспечивать функционирование коллективов народного художественного творчества, досуговых формирований (объединений)
  • ПК 2.2. Разрабатывать и реализовать сценарные планы культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, культурно-досуговых программ
  • ПК 2.3. Осуществлять организационную и репетиционную работу в процессе подготовки культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений
  • ПК 2.4. Использовать современные методики и технические средства в профессиональной работе
  • ПК 2.5. Использовать игровые технологии в профессиональной деятельности

   Особенностями реализации демонстрационной формы квалификационного экзаена стали:

  • персонификация заданий и их неизвестность до начала экзамена;
  • разработка содержания экзаменационных материалов на основе технических заданий работодателей на ближайший календарный год для разновозрастных клиентов с разным социальным обеспечением, условиями реализации заказа, формой и площадкой реализации;
  • участие непосредственно работодателей в процедуре проведения экзамена не только в качестве председателя комиссии, но и независимых экпертов и участников демонстрационных представлений (при необходимости);
  • решение профессиональных кейс-заданий осуществляется обязательно в проектных группах, где есть возможность реализации профессиональных компетенций менеджера;
  • в качестве инструмента теоретического этапа экзамена было определено представление портфолио работ в соответствии с техническим заданием заказчика;
  • в качестве инструмента практического этапа экзамена был определен 20 минутная демонстрация фрагмента мероприятия для заказчика услуги.

    Сложнейшие задания, включающие в себя ограничения для проектирования и демонстрации мероприятия в определенной в билете организационной формы от массового гуляния до имидж-коктейля; учет психологических, социальных, возрастных , профессиональных особенностей целевой группы клиентов от детей 2-х летнего возраста до людей третьего возраста, постоянно проживающих в больнице; разработка всей проектной документации, включая афишу мероприятия, результатов  SWOT-анализа маркетинговых условий для выбора площадки мероприятия; умение провести самопрезентацию не только своей проектной разработки, но и себя как профессионала, у которого заказчик не только готов приобрести его разработку, но и нанять в качестве исполнителя. Все это, включая первый опыт участия студентов в такой форме экзаменнационного мероприятия потребовала от участников максимальной концентрации и демонстрации своих профессиональных умений и компенетций. но не смотря на все сложности, не всегда умение преодолеть свои эмоции, трудности работы непосредственно с работодателем, для каждого студента - это был незаменимый опыт моделирования реальной профессиональной, порой ежедневной, работы менеджера социально-культурной деятельности и независмой оценки уровня сформированности их профессиональных компетенций, по результатам которой каждый из них смог сделать свои выводы и поставить для себя собственные профессиональные цели на будущий последний учебный год.

Осталось немного! Уже финишная прямая! Работа над самосовершенствованием и саморазвитием только начинается!

Информация предоставлена

Куприяновой Галиной Викторовной,

ответственный секретарь кафедры "Социально-культурная деятельность",

заведующий отделом конкурсных программ и проектов